Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля
Сокровища Особой кладовой Эрмитажа
Пётр Первый в Эрмитаже
Пасхальные сюрпризы Фаберже
Народное искусство в Русском музее
Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда
Три императорских алмаза
Оружейная коллекция Петра Первого
Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь
Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры
Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика





Три императорских алмаза

Царем камней называют алмаз. Сколько приключенческих книг и кинофильмов, где все вертится вокруг поиска этого камня — и не сосчитать. История алмазов уходит в древнюю Индию. Поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна» рассказывают о необычных свойствах этого камня. В Европу алмазы попали после завоевания Александром Македонским Индии и Египта. Однако люди не сразу оценили их по достоинству.

Ученик Аристотеля Теофраст в «Трактате о драгоценных камнях» почти ничего не пишет об «адамосе», что в переводе с греческого значит «твердый, непобедимый». Теофраст упоминает о нем лишь как о несгораемом. В арабском произношении слово «адамос» превратилось в «алмас» Так величаем мы «царя камней» и поныне. В России впервые слово «алмаз» упоминается в книге Афанасия Никитина «Хождение за три моря».

Алмаз — самый твердый из камней, какие только бывают в природе. Если мы сравним алмаз с другими камнями, то алмаз будет тверже самого твердого из камней в 200 раз. Но несмотря на твердость, алмаз довольно легко можно расколоть обыкновенным сильным ударом, однако обрабатывать его возможно только другим алмазом. Зарождаются эти камни в земле на очень больших глубинах, где чрезвычайно высокое давление в десятки тысяч атмосфер.

Алмаз не растворяется ни в одной жидкости, какие бывают в природе. При очень высоких температурах алмаз не горит, а испаряется. «Сам собою (алмаз) в наисильнейшей огне не расщепляется, но сперва мутится и темнеет, а потом получает светящуюся белизну. Напоследок испускает острый пар и показывает пузырьки. Сие продолжается до тех пор, пока он совсем не выпарится и исчезнет. Алмаз улетает таким образом в плотнейших, со всех сторон замазанных глиняных сосудах», — писал академик В. Севергин в «Первых основаниях минералогии».

В Индии давно узнали, если отшлифовать алмаз, его блеск гораздо усилится, В Европе шлифовать алмазы научились сравнительно недавно. Первый ограненный алмаз, который называется бриллиантом, появился в 1454 году. И первым научился шлифовать алмазы Людвиг Беркем.

Сложность обработки алмазов заключается и чрезвычайной твердости камня. Недопустима даже малейшая неточность, которая может исказить сверкание будущего бриллианта. Сначала алмаз детально изучается, для того чтобы выявить все его природные особенности. Алмазы с трещинками или инородными включениями распиливают или же раскалывают, чтобы удалить дефекты.

Когда распиливание алмазов еще не было механизировано, для того, чтобы распилить один камень, мастер трудился несколько месяцев. Например, распиливание алмаза «Регент» массой 410 карат заняло у мастера целый год!

После того как минерал распилен, его обтачивают. До начала нашего века обточка выполнялась вручную — алмазом об алмаз. Огранка состоит из двух этапов — шлифования и полирования, с помощью которых доводят отполированные поверхности до зеркального блеска. И лишь после этого алмаз может называться бриллиантом.

В Алмазном фонде собрана огромная коллекция бриллиантов. Это и два ограненных бриллианта исключительной прозрачности в окружении мелких бриллиантов в виде лепестков и цветов в тонкой оправе, сверкающими каплями висят в воздухе, под ними — изогнутый рог изобилия, усыпанный волнистыми рядами алмазных роз. Букет нарциссов, лепестки цветов выложены мелкими бриллиантами и искрятся всеми цветами радуги. Эмалевые листочки на золотом стебельке изумрудной зеленью подсвечивают красивые бриллиантовые цветы.

Иноземные послы писали в своих отчетах, что приходят в «тихий ужас» от роскоши нарядов царской семьи, которые сплошь усыпаны драгоценными камнями. На голове царицы Ирины Годуновой была корона, словно «стена с зубцами», разделенная на 12 башенок, искусно составленных из рубинов, топазов, алмазов и жемчугов, унизанная по окружности огромными аметистами и сапфирами.

Шляпа князя Потемкина-Таврического была настолько усеяна бриллиантами, что владелец совершенно не мог надеть ее на голову. Адъютант князя вынужден был носить шляпу за ее владельцем на руке, до того она была тяжелой! А на одном из платьев императрицы Елизаветы было столько нашито драгоценных камней, что однажды на балу она упала в обморок от непомерной тяжести платья.

Алмазная таблица

Этот самоцвет, вставленный в массивный золотой с эмалью браслет, поражает своей красотой. Несмотря на то что вес алмаза всего 25 каратов, его площадь 7,5 квадратных сантиметров Это самый большой из всех известных в мире плоских алмазов. Его еще называют «Портретным». Как предполагают, под алмазом раньше находилась портретная миниатюра царя, так как на оборотной стороне браслета существует надпись: «Благословенного императора Александра I». Камень огранен старой индийской огранкой, в нем две выбоинки, покрытые золотом. Полированная плоскость камня сверкает, словно лучшее зеркало.

Судьба обретения его практически неизвестна. Подобные плоские алмазы в истории вообще не описаны, за исключением большой алмазной таблицы, которую в 1642 году хотел приобрести для Франции путешественник Тавернье. Это была толстая таблица неправильной параллелепипедной формы весом около 242 карат с площадью 12-14 см. Но были ли тот камень действительно алмазом? Это неизвестно. Тавернье так и не приобрёл его, и удивительный алмаз так и остался лишь на страницах отчёта путешественника.

Алмаз Орлов

Императрица Екатерина Вторая любила играть в карты на бриллианты. "Это похоже на тысячу и одну ночь!" - писала она. Григорию Орлову императрица подарила алмазный наряд, а он отблагодарил Екатерину огранённым алмазом, предназначенным для императорского скипетра, весом 189,62 карата. Этот алмаз так и стали называть Орловым.

Существует множество легенд об этом камне. Найденный в индийских копях в 17 веке, он первоначально весил около 300 карат и был огранён в виде "высокой розы". По одной из версий, это один из осколков камня Великих Моголов.

Легенды гласят также, что алмаз долгое время являлся "третьим глазом" статую Брамы в храме Серингапатама. Из храма он был похищен французским солдатом, который специально принял индуистскую веру, чтобы проникнуть в храм. Солдат продал камень за 2000 фунтов капитану английского корабля, капитан, в свою очередь, перепродал камень купцу уже за 12 000 фунтов.

Существует и другая версия, которая говорит, что камень был украден у персидского шаха Надира в 1747 году, а этот самоцвет находился в шахском троне. Затем алмаз попал к армянскому купцу, который продал его графу Орлову за 400 000 рублей плюс дворянские грамоты и пожизненная пенсия в размере 2 000 рублей. В 1784 году Екатерина повелела вправить алмаз в свой скипетр, который до 1917 года верно служил символом государственной власти. Это камень белого, чуть голубоватого и зеленоватого тона, попрежнему он находится в скипетре. Гладко отполированная золотая поверхность скипетра перехвачена восемью бриллиантовыми ободками. Завершается скипетр литым золотым двуглавым орлом.

Алмаз Шах

Знаменитый алмаз «Шах» длиною 3 сантиметра весит 88,7 карата, камень чистый и прозрачный, слегка желтоватый на поверхности. Алмаз был найден среди обычных прибрежных галек реки Голконды в Индии. Время находки свыше пятисот лет назад. Алмаз имеет свою природную форму, лишь отдельные грани его подшлифованы.

Обмакивая тонкие палочки в мелкий алмазный порошок, древние писцы выгравировали надпись на одной из сторон камня: «Бурхан-Низам-шах второй. 1000 год». По нашему летоисчислению 1000-й год соответствует 1591 году. Именно тогда в Северной Индии правил Великий Могол. Войска великого Акбара захватили Ахмадгор, и среди драгоценностей правителя Ахмадгора нашли этот уникальный камень. Когда же на престол взошел внук Акбара, который назвал себя Джехан-'шахом — властелином мира, — на алмазе была вырезана вторая надпись: «Сын Джехангир-шаха Джехан-шах. 1051 год».

Знаменитый французский путешественник Тавернье видел и описал этот алмаз, подвешенный к трону Великих Моголов. Алмаз висел так, чтобы сидящий на троне постоянно его видел перед собой — это был «Шах». Камень окружает глубокая бороздка, чтобы можно было подвешивать алмаз на шелковой или золотой нитке на шею в качестве талисмана.

В 1738 году на индийский город Дели, где тогда находился камень, напал шах Надир. Захватив камень, он переправил алмаз в Персию, и в Персии на нем появилась третья надпись: «Владыка Каджар-Фахт-али-шах, Султан. 1242», или 1824 год по нашему летоисчислению.





Следующая страница: Оружейная коллекция Петра Первого



      • Главная   • Музеи и музейные раритеты   • Три императорских алмаза  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта