Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля
Сокровища Особой кладовой Эрмитажа
Пётр Первый в Эрмитаже
Пасхальные сюрпризы Фаберже
Народное искусство в Русском музее
Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда
Три императорских алмаза
Оружейная коллекция Петра Первого
Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь
Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры
Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика





Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры

Из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника

Большую коллекцию в музее составляют произведения бытового серебра — чарки, ковши, чаши и братины. Они имеют традиционные национальные формы, украшены чеканкой, гравировкой, а иногда и разноцветными эмалями. Для изготовления дорогой бытовой посуды использовались не только драгоценные металлы, но и разных пород камни — яшма, оникс, сердолик. Некоторые чарки (вклад старца Прокопия Дернова) сделаны из перламутра, а братины — из кокосового ореха.

Потир. 1449 г. Работа Ивана Фомина. Вклад великого князя Василия III
Потир. 1449 г. Работа Ивана Фомина. Вклад великого князя Василия III
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Уникально произведение древнерусского искусства, сохранившее нам имя мастера и вкладчика, золотой потир (чаша для причастия) с красновато-желтым брекчиевым мрамором. Потир имеет простую и изящную форму, в которой тонко найдено соотношение частей сосуда. По краю мраморную чашу окаймляет полоса орнамента, выполненного скамью. Скань сделана настолько искусно, что нигде не видно следов припоя нитей, которые тонким и легким кружевом легли на гладкую поверхность металла. На золотом восьмигранном поддоне мастер награвировал длинную историческую надпись, из которой мы узнаем, что потир Троицкому монастырю дал Василий Темный, когда подходила к концу многолетняя феодальная война. На поддоне потира выгравирована другая надпись, к сожалению, очень редко встречающаяся на древних предметах: «А делал Иван Фомин». Мастер Иван Фомин был, по-видимому, москвичом и выполнял ответственные заказы московского князя.

На отдельных вещах есть надписи о их принадлежности. Чарка XVI века с изображением Самсона, раздирающего пасть льву, имеет надпись о принадлежности ее стремянному конюху Ивана Грозного Петру Никифоровичу Никитину. Самсон изображен в ездовом русском кафтане XVI века. На ковше, принадлежавшем княгине Киликии Ушатой, есть поэтическая надпись: «Ковш добра человека, а пити из него на здравие, моля бога, хваля государя, поминая друга милого». На нескольких чарках написаны имена Ивана Грозного и его сына Федора, а на братинах — имена Марфы Владимировны Старицкой и келаря Евстафия Головкина.

Братины. XVI в. Принадлежали Евстафию Головкину и Марфе Старицкой
Братины. XVI в. Принадлежали Евстафию Головкину и Марфе Старицкой
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Замечательна чеканная братина с крышкой, принадлежавшая Корнилию Апраксину (1633 год) . В сложном обрамлении растительного орнамента на ней вычеканены Самсон, раздирающий пасть льву, единорог, кентавр, лев с единорогом, геральдически противопоставленные друг другу. Такая нарядная братина предназначалась только для торжественных случаев.

На большинстве чарок XVII века сохранились надписи с именами их владельцев. А на некоторых написаны и различные присказки: «При совету мудр, а при беседе буди смирен, смирение бо мати мудрости и всем добрым делам», «Злату сосуду николи же разбиение бывает, еще и погнется и потом исправится, а истинная любовь уподобится злату сосуду еще и полукавится и потом исправится».

При Иване Грозном было выполнено монументальное произведение из серебра - чеканная рака для останков Сергия Радонежского. Крышка раки представляет собой надгробную икону с изображением Сергия, украшенную золотым окладом. Оклад покрыт сложным чеканным узором из трав и цветов. По его краю расположены овальные и круглые дробницы с изображением «святых», наведенных чернью по золоту. Среди них есть и патроны царя Федора и царицы Ирины. А в верхних углах оклада укреплены древние византийские камеи, обнизанные жемчугом. В 1584 году царь Федор Иванович наградил 14 мастеров Московского Кремля, русских и иностранцев, за выполнение этого ответственного заказа.

Во время борьбы с польско-литовской интервенцией многие культурные ценности в стране были уничтожены и расхищены. А Троицкий монастырь, выдержав 16-месячную оборону, не только не растерял своих богатств, но и сохранил исторические и художественные реликвии, связанные с периодом интервенции. В экспозиции музея представлены серебряные кресты с именами архимандрита Дионисия — автора патриотических троицких грамот с призывами объединиться против интервентов и келаря Авраамия Палицына — автора известного «Сказания» об обороне Троице-Сергиева монастыря.

Прикладное искусство XVII века отличается красочностью и декоративностью. В это время очень большое распространение получает жемчуг, камни и цветные стекла.

Митра. 1626 г. Вклад по князе Фёдоре Ивановиче Мстиславском
Митра. 1626 г. Вклад по князе Фёдоре Ивановиче Мстиславском
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Целой сокровищницей является митра 1626 года вклада князей Мстиславских. Ее поверхность сплошь покрыта золотыми дробницами с чеканными изображениями «святых» и «Троицы», с орнаментом, исполненным эмалью, ажурными дробницами в виде лепестков, на которых, как капельки росы, закреплены бриллианты. Между дробницами посажены крупные драгоценные камни. Все детали украшения обнизаны крупным жемчугом, а по краю митра имеет опуш из нитей пряденого серебра. Эта вещь поражает совершенно сказочной роскошью. Она свидетельствует о том, что церковные иерархи не уступали в роскоши представителям царского двора.

Потир. 1-я половина XVII в. Работа Ивана Леонтьева. Вклад по думном дьяке Иване Тарасьевиче Грамотине
Потир. 1-я половина XVII в. Работа Ивана Леонтьева. Вклад по думном дьяке Иване Тарасьевиче Грамотине
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

В знаменитых мастерских Оружейной палаты Московского Кремля работали выдающиеся ювелиры, выполнявшие наиболее ответственные заказы царского двора, патриарха и представителей знати. Мастер Андрей Малов сделал чеканный золотой крест с надписью, исполненной чернью, Иван Леонтьев изготовил золотой потир с чеканкой и чернью по золоту — вклад думного дьяка Ивана Тарасьевича Грамотина. Ведавший Оружейной палатой боярин Богдан Матвеевич Хитрово вложил в монастырь золотую икону с эмалевым изображением Сергия Радонежского, также выполненную в Оружейной палате. Все эти произведения являются лучшими образцами чеканки и черни по золоту, гравировки, эмалей и скани XVII века.

Т.В.Николаева

Фото с официального сайта Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника
www.museum-sp.ru



Следующая страница: Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика



      • Главная   • Музеи и музейные раритеты   • Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта