Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля
Сокровища Особой кладовой Эрмитажа
Пётр Первый в Эрмитаже
Пасхальные сюрпризы Фаберже
Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва.
Народное искусство в Русском музее
Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда
Три императорских алмаза
Оружейная коллекция Петра Первого
Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь
Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры
Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика


Отдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекций

В конце 1944 г. началась проверка экспонатов и их возврат в постоянные хранилища. Одновременно проводился отбор для экспозиции, к осуществлению которой отдел приступил в первые же послевоенные годы. Совершались отдельные выезды в центры кружевоплетения, хохломской росписи, богородской игрушки и других современных промыслов. Вышли из печати труды, работа над которыми была начата еще до войны или продолжала в новых условиях развитие научных идей, разработанных ранее. Эти идеи наглядно воплотились в выставке, а по существу первой экспозиции народного искусства, открывшейся в Государственном Русском музее в 1950 г. и просуществовавшей до 1958 г.

Выставка показывала развитие разных видов народного искусства с XVII в. по 1950-е гг. Древние, так называемые «пережиточные» мотивы демонстрировались на произведениях разного времени, размещенных рядом с наиболее старыми вещами собрания. Наряду с крестьянским искусством и художественными промыслами, были представлены работы самодеятельных мастеров города и деревни. В их отборе было немало случайного. Однако при всех претензиях, которые можно было бы сегодня предъявить этой выставке, она впервые вводила народное искусство в залы художественного музея, показывала разнообразие его форм и образов, особенности развития, основываясь на уровне знаний того времени.

Новый этап истории коллекции, а также изучения и популяризации народного искусства в Русском музее начался в 1952 г., когда возобновились регулярные экспедиционные выезды. Первые несколько лет они направлялись, главным образом, в центры современных народных промыслов с целью изучения их состояния и приобретения лучших произведений. Но уже с 1957 г. экспедиции носили характер сплошного обследования ряда областей Русского Севера, средней и южной полосы Европейской части России'4. В течение 1950 1960-х гг. изучались районы Архангельской, Вологодской, Калининской, Ярославской, Владимирской, Горьковской областей. Так в музее сложились богатые собрания поволжской архитектурной резьбы, прялок разных областей и районов, образцов ткачества, вышивки и набойки, в которых выявилось много местных локальных вариантов искусства; бытовой резьбы и росписи по дереву, народного гончарства. Лучшие приобретения экспедиций демонстрировались на ежегодных выставках новых поступлений. Всего с 1956 по 1980г. осуществлено 95 экспедиций, которыми привезено более семи тысяч произведений.

Особенно плодотворным оказалось обследование районов Русского Севера, служившего своеобразной кладовой старой народной культуры. Характер исторического и экономического развития края способствовал бытованию здесь многих видов народного искусства и художественных промыслов с ярко выраженными местными особенностями. Приобретение произведений в музей сопровождалось изучением этих центров на местах, сбором уникальных материалов и сведений о них у мастеров и населения. В ходе этой работы в конце 1965 г. была организована выставка новых поступлений народного искусства Севера. К ней была приурочена научная конференция, на которой многие разделы и центры народной культуры края впервые вводились в научный оборот. Актуальность затронутых проблем позволила составить на материалах конференции сборник статей, положивший начало традиции подытоживать научные конференции подобными изданиями.

Научные экспедиции были главным, но не единственным источником пополнения фондов народного искусства. Продолжали действовать и сложившиеся ранее каналы: поступления с выставок, от авторов и из частных собраний. В эти годы музей приобрел крупные коллекции деревянных игрушек разных центров Нижегородского края, собранные в 1930-1940-е rr. художницей Е.М.Беляковой, глиняных игрушек 3. С. Супищиковой, уникальные каргопольские игрушки 1930-х гг., принадлежавшие архитектору А. С. Никольскому, произведения холмогорской резьбы по кости, русского кружева и вышивки, собранные в 1920-е гг. Л. И. Свионтковской-Вороновой, кружево и вышивку из коллекции художницы Е. И. Прибыльской.

Значительно выросшие фонды позволили не только приступить в 1966 г. к разработке плана постоянной экспозиции народного искусства в Русском музее, но и регулярно показывать их на временных выставках разного содержания и характера. Наиболее значительными среди них были передвижная выставка народного искусства по городам Ленинградской области 1959 г., выставка в парадных залах Елагина дворца и выставки в самом Русском музее: «Русская народная игрушка» в 1964 г., «Русская деревянная скульптура и декоративная резьба» в 1965 г., «Русские прялки» в 1967 г.

Вторая половина 1950-х и 1960-е гг. были временем подъема интереса к народному искусству. Расширялось и углублялось его изучение, обновлялись методы исследований. В народном искусстве в это время выявляли и анализировали, главным образом, его художественную природу и утилитарный, бытовой характер. Такой взгляд был вызван целями восстановления принципов прикладного искусства, искаженных в 1940 1950-е гг. тематическим подходом к изобразительному искусству. Гармония материала, техники его обработки и образного существа произведений, единство художественного и функционального, свойственного народному искусству, служили эталоном для художников декоративно-прикладного искусства.

С этих позиций изучали и пропагандировали предметы народного искусства и сотрудники Русского музея, отрабатывая принципы их анализа, выявления художественных особенностей. Все четче определялось понимание двух взаимосвязанных форм развития народного искусства, существовавших издавна вплоть до современности — домашнего крестьянского искусства и организованных художественных промыслов. В то же время со все возрастающей ролью деятельности Домов народного творчества из сферы работы музея была выведена художественная самодеятельность как явление самостоятельное и не имеющее прямого отношения к традиционной народной культуре.

Следуя в подходе к явлениям народного искусства основным идеям Динцеса, ставшим актуальными в 1950 — 1960-е гг., сотрудники Русского музея изучали отдельные виды и жанры народного искусства, их стилистические изменения в ходе исторического развития, местные локальные проявления, состояние современных народных промыслов.

В октябре 1969 г. открылась постоянная экспозиция народного искусства, осуществившая показ в залах Русского музея всех видов национального искусства. В ней был учтен опыт плана Динцеса и предшествующих выставок. До 1982 г. эта экспозиция пополнялась новыми произведениями и показывала историю развития крестьянского домашнего ремесла и центров художественных промыслов с XVII в. вплоть до наших дней.

Отбор произведений для экспозиции определялся степенью их художественности и уникальности, а также наличием характерных черт времени создания и стилистических особенностей искусства промысла или местного центра.


И.Я.Богуславская




Следующая страница: Отдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годы



      • Главная   • Музеи и музейные раритеты   • Народное искусство в Русском музее   • Отдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекций  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта