Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля Сокровища Особой кладовой Эрмитажа Пётр Первый в Эрмитаже Пасхальные сюрпризы Фаберже Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва. Народное искусство в Русском музее Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда Три императорских алмаза Оружейная коллекция Петра Первого Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика | Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластикаИз собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедникаПроизведения мелкой пластики раскрывают перед нами сложный мир древних верований и представлений, где христианство перекликается с язычеством, где искусство мастеров-профессионалов стоит в тесной связи с искусством народным. Сохранившиеся от самых ранних эпох, эти произведения расширяют наши представления о древнерусской культуре. Разнообразен мир образов в миниатюрной резьбе по камню, дереву и кости на древних иконках, крестах и панагиях XIV—XV веков. Их делали по разному поводу. Панагии чаще всего являлись принадлежностью представителей высшего духовенства. Нагрудные иконки, мощевики и кресты брали в военные походы или в опасные путешествия. В зависимости от назначения вещи на ней изображались разные иконографические сюжеты. Как покровителей воинов в резьбе по камню или в серебряном и медном литье изображали Георгия Победоносца, Бориса и Глеба - охранителей русской земли, архистратига Михаила- представителя небесных сил. Иногда в резьбе выражали идею победы добра над злом, торжество жизни над смертью. Пример этому иконки с изображением Никиты, бьющего беса, гроба Христа (идея воскресения) и т. д. В XV веке в Троицком монастыре возникли свои мастерские прикладного искусства. Из исторических источников известны имена некоторых мастеров. Это Степан Иконпик, Ивашко Крестечник. Наиболее знаменитым был троицкий резчик и ювелир Амвросий, который создал ряд произведений с резьбой по дереву и кости и украсил их золотыми и серебряными окладами с искусной гравировкой и сканью.
В художественном отношении наиболее совершенна трехчастная икона-складень с резьбой по дереву в золотой оправе. На центральном вкладьппе из орехового дерева Амвросий изобразил предстоящих у креста Богоматерь и Иоанна Богослова, а на створках — двенадцать праздников (правый вкладыш с изображением шести праздников утрачен). При изготовлении этой вещи мастер проявил виртуозное мастерство, сочетая блестящее умение резчика с профессиональной подготовкой художника. Особенно хорошо исполнена Богоматерь на центральной створке складня. Мастер здесь прекрасно передал стройность женского тела и состояние глубокой грусти. Остальные фигуры в миниатюрах выдержаны в хороших пропорциях, композиции не перегружены второстепенными деталями. Эффектность изображений праздников подчеркивает подсветка золотой оправы, в которую вставлена деревянная створка. Амвросий был не только резчиком по дереву и костя, но и ювелиром. Золотую оправу складня он украсил топкой, искусно исполненной скамью. Ее расцвечивала разноцветная мастика, заполнявшая специально сделанные для нее крестики, лепестки и розетки. По боковым сторонам оправы выгравирована длинная историческая надпись сложной вязью. Амвросий работал в Троицком монастыре всю вторую половину XV века. Он стал организатором целой школы резчиков и ювелиров. Многочисленные произведения искусства, сохранившиеся до наших дней, свидетельствуют о их большом мастерстве.
В Троицком же монастыре в 1405 году было, очевидно, сделано "по замышлению" игумена Никона серебряное кадило в форме одноглавого храма с позакомарным покрытием. Кадило является своеобразной архитектурной моделью типичного для раннего московского зодчества храма„ как Троицкий собор и церковь Успения на Городке в Звенигороде.
Для игумена Никона местный мастер-серебряник выполнил панагию, украшенную литыми фигурками, которые образуют композицию Вознесения, и потир с тонким гравированным рисунком Деисуса. На рисунке изображен Спас и обращенные к нему в позах моления Богоматерь, Иоанн Предтеча и архангелы Михаил и Гавриил.
Фамильной реликвией радонежских князей, на земле которых был основан Троицкий монастырь, является ковчег-мощевик, на лицевой стороне которого прикреплены литые серебряные фигуры, составляющие композицию Деисуса, и два ряда фигур святых каждого из членов семьи радонежских князей. Фигурки были отлиты в искусно сделанных литейных формах и доработаны сверху резцом. Этот ковчег — редкий образец семейных реликвий, которые так бережно хранили в Древней Руси и передавали по наследству из поколения в поколение.
Т.В.Николаева Фото с официального сайта Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |