Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля Сокровища Особой кладовой Эрмитажа Пётр Первый в Эрмитаже Пасхальные сюрпризы Фаберже Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва. Народное искусство в Русском музее Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда Три императорских алмаза Оружейная коллекция Петра Первого Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика | Сундуки, ларцы, шкатулки и прочая металлическая утварьПредметы повседневного обихода редко попадают в число тех артефактов, которые выискивает опытный взгляд искусствоведа или антиквара в старом хламе брошенного дома или на провинциальном блошином рынке. В большинстве случаев изящные и изысканные бытийные предметы уничтоаются или теряются в мусорной бездне. Предметы из металла подвергаются ещё и риску стать вторичным сырьём для переплавки. Между тем прикладное искусство в сфере художественной обработки металлов позволяет судить не только об уровне эстетического развития тех или иных промыслов, но и оценивать технологический потенциал кузниц, ремесленных мастерских, металлообрабатывающих производств. И тем ценнее немногочисленные и неоднородные по составу коллекции металлических предметов, встречающиеся в музеях. Старинные вещи отличаются не только материалом, характерной техникой обработки, но и стилистическим художественным своеобразием. Среди них есть работы деревенских кузнецов и мастеров кузнечных дел из городских слобод, которые трудно связать с какой-либо определенной местностью, а есть изделия всемирно известных центров обработки металлов. Собрание Русского музея несколько хаотично, однако даёт представление о многих сторонах декоративно-прикладного искусства в обработке чёрных, цветных и драгоценных металлов. В собрании музея немало деревянных ларцов, обитых полосами просечного железа. Их форма так называемого „теремка" имеет четырехскатную крышку с усеченной средней частью и железной ручкой или кольцом в середине. Усложненное сооружение требовало определенного расположения просечных полос.
Узоры просекались на железной ленте скобчатыми долотами разных форм и размеров, составляя различные комбинации и сочетания завитков. Для того, чтобы узор лучше „читался", под него подкладывали слюду, цветную бумагу или фольгу, ткань или кожу. Ажурные железные полосы прикреплялись к деревянной основе коваными заклепками, рельефно выступающими над плоскими стенками ларца.
Иные принципы украшения, иную технику исполнения применяли в ларцах-теремках уральские мастера из Нижнего Тагила. В собрании музея хранится уникальный ларец XVIII в., обитый тонкой белой жестью, узор на которой выполнен способом тиснения на матрицах — особых металлических формах. Орнамент раскрашен красной, зеленой, желтой краской. На стенках ларца выделяются выпуклые вставки — медальоны с гладкой блестящей поверхностью.
Урал в XVIII в. был также центром производства медной утвари, украшенной чеканкой. Подобные изделия хорошо представлены в музее. В орнаментации кумгана гладкая поверхность уравновешена прочеканенной. Выпуклые дольки — характерный прием украшения медных изделий. Медь — ковкий металл, он даже в тонком листе сохраняет пластичную форму. Рельефная поверхность медной утвари обогащается сложной игрой светотени. Медь хорошо полируется. Все это давало возможность чеканщику проявлять индивидуальное мастерство, обогащать декор создаваемых изделий.
Наряду с бытовыми предметами, украшенными чеканкой высокого рельефа, в собрании музея есть и такие, на которых узор выполнен в низком рельефе, близком характеру гравировки. Так, небольшой медный поднос украшен растительным орнаментом и изображением самовара, чайников, чашек. В орнамент включена нравоучительная надпись: „Где посадят, там сиди. Что поднесут то и пей. А питья на землю не лей. Мнемли нельзя поднять с земли.
В невысоком рельефе выполнен растительный узор на сундучке 1787 г. мастером М.М.Хмелевым, работавшим на Невьянском заводе Демидовых. В пышный растительный орнамент вплетены изображения птиц, зверей, дельфинов. Мастер наносил рисунок точками специальным тонким чеканом. Затем резцом соединял их в четкие линии. Этот прием часто использовали на заводах Демидова. Другой способ чеканки, к которому нередко обращались уральские мастера, заключался в выбивании узора с внутренней стороны предмета. Гладкий полированный узор выделялся на зернистом фоне канфарения, декоративного приема, который выполнялся чеканом с концом в виде шила.
Четкий графический рисунок украшает шкатулку XVIII в. Не пышный орнамент и сказочные птицы, а окружающая жизнь становится предметом изображения. Мастера увлекает подробный рассказ, картина на шкатулке, где изображены река и деревья, строения, фигурки людей и даже летающие бабочки и мухи. Сочетание тонкой линии с заштрихованной поверхностью и гладким фоном вызывает живописную игру светотени.
Тонкостью и сложностью орнаментального плетения выделяется металлическое кружево шкатулки XVIII в. производства Великого Устюга. Устюжские мастера заполняли всё плоскости предметов растительными узорами, которые не повторялись, и каждый предмет обладал уникальным орнаментом. Помимо сундучков и шкатулок в обиходе купечества, ремесленников и крестьян находилось множество металлических мелочей, которые выполнялись тщательно и обладали определённой изысканностью. Русский музей обладает небольшой, но ценной коллекцией медных фигурных замочков в виде птиц, животных, русалок, всадников. Их делали мастера-„замочники" села Павлово Нижегородской губернии. Образ стрельца пришел к ним с лубочных картинок.
Представления о фантастических существах нашли отражение в фигурках русалок, а впечатления реальной жизни воплотились в изображении солдат и всадников. Павловские замочки делали из плоских половинок, которые прижимали друг к другу и запаивали по контуру. Все детали на поверхности обозначали врезами, штрихами. Примечательно, что фантазия никогда не уводила мастера от практического назначения предмета. Несмотря на малый размер, замочки открывались и закрывались, служили и запором, и украшением. Широкое распространение в народном быту имели медные гребни. Их украшали силуэтами конских голов, вставками разноцветной эмали, окрашенной окисями металлов.
Редкими экспонатами являются массивные медные литые бляхи коновалов, которые служили профессиональным знаком и крепились на ремне к сумке с инструментами. Центром их производства было село Кимжа на Мезени. Н. С. Григорьева Литература: Читайте также на нашем сайте: Серебряная скань и серебряная чернь Следующая страница: Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Металл
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |