Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля
Сокровища Особой кладовой Эрмитажа
Пётр Первый в Эрмитаже
Пасхальные сюрпризы Фаберже
Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва.
Народное искусство в Русском музее
Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда
Три императорских алмаза
Оружейная коллекция Петра Первого
Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь
Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры
Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика


Сундуки, ларцы, шкатулки и прочая металлическая утварь

Предметы повседневного обихода редко попадают в число тех артефактов, которые выискивает опытный взгляд искусствоведа или антиквара в старом хламе брошенного дома или на провинциальном блошином рынке. В большинстве случаев изящные и изысканные бытийные предметы уничтоаются или теряются в мусорной бездне. Предметы из металла подвергаются ещё и риску стать вторичным сырьём для переплавки. Между тем прикладное искусство в сфере художественной обработки металлов позволяет судить не только об уровне эстетического развития тех или иных промыслов, но и оценивать технологический потенциал кузниц, ремесленных мастерских, металлообрабатывающих производств.

И тем ценнее немногочисленные и неоднородные по составу коллекции металлических предметов, встречающиеся в музеях. Старинные вещи отличаются не только материалом, характерной техникой обработки, но и стилистическим художественным своеобразием. Среди них есть работы деревенских кузнецов и мастеров кузнечных дел из городских слобод, которые трудно связать с какой-либо определенной местностью, а есть изделия всемирно известных центров обработки металлов. Собрание Русского музея несколько хаотично, однако даёт представление о многих сторонах декоративно-прикладного искусства в обработке чёрных, цветных и драгоценных металлов.

В собрании музея немало деревянных ларцов, обитых полосами просечного железа. Их форма так называемого „теремка" имеет четырехскатную крышку с усеченной средней частью и железной ручкой или кольцом в середине. Усложненное сооружение требовало определенного расположения просечных полос.

Ларцы-теремки. XVII век. Великий Устюг
Ларцы-теремки. XVII век. Великий Устюг
Государственный Русский музей

Узоры просекались на железной ленте скобчатыми долотами разных форм и размеров, составляя различные комбинации и сочетания завитков. Для того, чтобы узор лучше „читался", под него подкладывали слюду, цветную бумагу или фольгу, ткань или кожу. Ажурные железные полосы прикреплялись к деревянной основе коваными заклепками, рельефно выступающими над плоскими стенками ларца.

Ларцы-теремки. XVIII век. Нижний Тагил
Ларцы-теремки. XVIII век. Нижний Тагил
Государственный Русский музей

Иные принципы украшения, иную технику исполнения применяли в ларцах-теремках уральские мастера из Нижнего Тагила. В собрании музея хранится уникальный ларец XVIII в., обитый тонкой белой жестью, узор на которой выполнен способом тиснения на матрицах — особых металлических формах. Орнамент раскрашен красной, зеленой, желтой краской. На стенках ларца выделяются выпуклые вставки — медальоны с гладкой блестящей поверхностью.

Кумган. XVIII век. Урал
Кумган. XVIII век. Урал
Государственный Русский музей

Урал в XVIII в. был также центром производства медной утвари, украшенной чеканкой. Подобные изделия хорошо представлены в музее. В орнаментации кумгана гладкая поверхность уравновешена прочеканенной. Выпуклые дольки — характерный прием украшения медных изделий. Медь — ковкий металл, он даже в тонком листе сохраняет пластичную форму. Рельефная поверхность медной утвари обогащается сложной игрой светотени. Медь хорошо полируется. Все это давало возможность чеканщику проявлять индивидуальное мастерство, обогащать декор создаваемых изделий.

Ендовы. XVIII-XIX век
Ендовы. XVIII-XIX век
Государственный Русский музей

Поднос. XVIII век. Урал
Поднос. XVIII век. Урал
Государственный Русский музей

Наряду с бытовыми предметами, украшенными чеканкой высокого рельефа, в собрании музея есть и такие, на которых узор выполнен в низком рельефе, близком характеру гравировки. Так, небольшой медный поднос украшен растительным орнаментом и изображением самовара, чайников, чашек. В орнамент включена нравоучительная надпись: „Где посадят, там сиди. Что поднесут то и пей. А питья на землю не лей. Мнемли нельзя поднять с земли.

Сундучок. 1787. Невьянский завод Демидовых. Мастер М.М.Хмелев
Сундучок. 1787. Невьянский завод Демидовых. Мастер М.М.Хмелев
Государственный Русский музей

В невысоком рельефе выполнен растительный узор на сундучке 1787 г. мастером М.М.Хмелевым, работавшим на Невьянском заводе Демидовых. В пышный растительный орнамент вплетены изображения птиц, зверей, дельфинов. Мастер наносил рисунок точками специальным тонким чеканом. Затем резцом соединял их в четкие линии. Этот прием часто использовали на заводах Демидова.

Другой способ чеканки, к которому нередко обращались уральские мастера, заключался в выбивании узора с внутренней стороны предмета. Гладкий полированный узор выделялся на зернистом фоне канфарения, декоративного приема, который выполнялся чеканом с концом в виде шила.

Деталь шкатулки. XVIII век.
Деталь шкатулки. XVIII век.
Государственный Русский музей

Четкий графический рисунок украшает шкатулку XVIII в. Не пышный орнамент и сказочные птицы, а окружающая жизнь становится предметом изображения. Мастера увлекает подробный рассказ, картина на шкатулке, где изображены река и деревья, строения, фигурки людей и даже летающие бабочки и мухи. Сочетание тонкой линии с заштрихованной поверхностью и гладким фоном вызывает живописную игру светотени.

Шкатулка. XVIII век. Великий Устюг
Шкатулка. XVIII век. Великий Устюг
Государственный Русский музей

Тонкостью и сложностью орнаментального плетения выделяется металлическое кружево шкатулки XVIII в. производства Великого Устюга. Устюжские мастера заполняли всё плоскости предметов растительными узорами, которые не повторялись, и каждый предмет обладал уникальным орнаментом.

Помимо сундучков и шкатулок в обиходе купечества, ремесленников и крестьян находилось множество металлических мелочей, которые выполнялись тщательно и обладали определённой изысканностью. Русский музей обладает небольшой, но ценной коллекцией медных фигурных замочков в виде птиц, животных, русалок, всадников. Их делали мастера-„замочники" села Павлово Нижегородской губернии. Образ стрельца пришел к ним с лубочных картинок.

Замочки и гребни. Павлово Нижегородской области. XVIII век.
Замочки и гребни. Павлово Нижегородской области. XVIII век.
Государственный Русский музей

Представления о фантастических существах нашли отражение в фигурках русалок, а впечатления реальной жизни воплотились в изображении солдат и всадников. Павловские замочки делали из плоских половинок, которые прижимали друг к другу и запаивали по контуру. Все детали на поверхности обозначали врезами, штрихами. Примечательно, что фантазия никогда не уводила мастера от практического назначения предмета. Несмотря на малый размер, замочки открывались и закрывались, служили и запором, и украшением.

Широкое распространение в народном быту имели медные гребни. Их украшали силуэтами конских голов, вставками разноцветной эмали, окрашенной окисями металлов.

Бляхи коновалов. XIX век. Мезенский уезд Архангельской губ.
Бляхи коновалов. XIX век. Мезенский уезд Архангельской губ.
Государственный Русский музей

Редкими экспонатами являются массивные медные литые бляхи коновалов, которые служили профессиональным знаком и крепились на ремне к сумке с инструментами. Центром их производства было село Кимжа на Мезени.

Н. С. Григорьева

Литература:
•  Н.С. Григорьева. Художественная обработка металлов - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
•  Н.Р. Левинсон. Изделия из цветного и черного металла. — В кн.: Русское декоративное искусство. Т.1. М., 1963.

Читайте также на нашем сайте: Серебряная скань и серебряная чернь



Следующая страница: Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Металл



      • Главная   • Сундуки, коробки, шкатулки   • Сундуки, ларцы, шкатулки и прочая металлическая утварь  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта