Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля
Сокровища Особой кладовой Эрмитажа
Пётр Первый в Эрмитаже
Пасхальные сюрпризы Фаберже
Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва.
Народное искусство в Русском музее
Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда
Три императорских алмаза
Оружейная коллекция Петра Первого
Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь
Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры
Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика


Пасхальные сюрпризы Фаберже

Петра Карла Фаберже называли северным Челлини. Сын владельца скромного ювелирного магазина в Петербурге, он получил блестящее по тому времени образование. Окончив привелегированную гимназию Святой Анны, Карл продолжил обучение в Германии, в Торговой школе в Дрездене. Затем учился в Англии, Италии, Франции. Через 9 лет он вернулся в Россию, получив обширные знания и высочайшую профессиональную подготовку. Важную роль в будущем успехе сыграло превосходное знание коммерции, полученное в торговой школе Шлосса.

В 1870 году в возрасте 24 лет Карл становится совладельцем ювелирного магазина в Петербурге, на Большой Морской. И отныне главной школой для Фаберже и его мастеров будет Эрмитаж. Более 12 лет потребовалось, чтобы реорганизовать и расширить фирму, а затем занять достойное место среди столичных ювелиров. Работа принесла свои результаты. Фаберже получил разрешение именоваться Поставщиком двора Его Императорского Величества с правом иметь на своей вывеске изображение государственного герба. К этому времени слава об изделиях Фаберже шагнула далеко за пределы России: его заказчиками становятся королевские дома Европы, восточные монархи, крупные магнаты.

К началу двадцатого столетия фирма Фаберже объединяла несколько известных ювелирных мастерских. Возглавлялись они исключительно талантливыми ювелирами, имевшими право ставить своё клеймо рядом с клеймом фирмы. Был создан ряд филиалов – в Москве, Одессе, Киеве. Лондоне, также были открыты специальная студия и камнерезная мастерская.

М. Перхин, Г. Вигстрем. Яйцо в память о коронации
М. Перхин, Г. Вигстрем.
Яйцо в память о коронации.
Цветное золото, платина, эмаль, бриллианты,
бархат, рубины, хрусталь. 1897.

Обладая богатой творческой фантазией и блестящими знаниями ювелирных техник, Фаберже чутко реагировал на малейшие изменения моды, став вскоре ее законодателем не только в России, но и в Европе. Ему удавалось объединить различные индивидуальности и придать их работе общее направление. Перед тем как приступить к исполнению нового заказа, мастер собирал специалистов в конторе своего oгромного дома на Большой Морской и вместе с художниками обсуждал проект, все процессы и технологические тонкости изготовления.

Мы не знаем точно ни одного предмета, исполненного самим Фаберже. Талант его заключался в редком даре вдохновлять художников на создание изделий, принесших фирме заслуженное признание. К 1917 году фирма прошла славный путь от маленького ювелирного магазина до крупнейшего в мире объединения. Карл Фаберже покинул Советскую Россию осенью 1918 года, и ровно через два года, в сентябре 1920 года, умер в Лозанне, оторванный от родины и от работы, которой он посвятил свою долгую и яркую жизнь.

М.Перхин. Яйцо с весенними цветами.
М.Перхин.
Яйцо с весенними цветами.
Цветное золото, платина, эмаль, бриллианты,
боуэнит, халцедон, демантоиды. 1890-е.

Наследие Фаберже огромно. Воздушные букеты из самоцветов, поражающие точностью подбора камней, изысканные веточки цветков вишни из рубинов, великолепные скульптурные композиции из поделочных камней, забавные фигурки животных, отмеченные исключительно точной передачей повадок и характеров, бесчисленные варианты безукоризненно выполненных несессеров, табакерок, оправ, вееров, биноклей, часов, печатей, предметов столового серебра.

Яйцо «Апельсиновое дерево»
Неизвестный мастер.
Яйцо «Апельсиновое дерево».
Золото, эмаль, нефрит, бриллианты, цитрины, аметисты,
рубины, жемчуг, агат, перья попугая. 1911.

Семидесятые годы XIX века отмечены в русском искусства сложными поисками, художники этой эпохи как бы заново переживали в своих произведениях традиции искусств с древнейших времен. В произведениях фирмы Фаберже мы видим как черты классического европейского искусства, так и влияние восточных традиций. В декоративном строе многих изделий нашли отражение особенности национального стиля. Что же касается техники и высочайшей профессиональной выучки, то мастера Фаберже наследовали традиции своих знаменитых предшественников – петербургских ювелиров XVIII века.

Мировую славу фирме Фаберже принесли так называемые «пасхальные сюрпризы» — подарочные изделия со скрытым секретом. Предполагается, что идея их создания принадлежала младшему брату Карла Фаберже Агафону, необычайно одаренному художнику, обладавшему к тому же исключительными конструкторскими способностями. Традиции же раскрашивания натуральных или изготовление яиц из стекла и фарфора к Пасхе уходят в далекую древность. Образ пасхального яйца связывался в представлении людей с идеей возрождения плодородия и счастья.

Г. Вигстрем. Яйцо с моделью Александровского дворца в Царском Селе.
Г. Вигстрем.
Яйцо с моделью Александровского дворца в Царском Селе.
Золото, серебро, бриллианты, розы, рубины, нефрит,
горный хрусталь, слоновая кость. 1908.

Карлу Фаберже удалось покорить сердца заказчиков, оттеснив всех конкурентов. Его успех в сложности конструкции, оригинальности секрета и безукоризненности исполнения этих драгоценных игрушек. Всего с 1885 по 1917 год фирмой было изготовлено 56 «пасхальных сюрпризов» по заказам членов императорской семьи. Это были подарки Александра III и Николая II императрицам Марии Федоровне и Александре Федоровне.

М.Перхин. Яйцо с ландышами
М.Перхин.
Яйцо с ландышами.
Золото, эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, хрусталь, слоновая кость. 1898.

Все предметы имеют форму яйца, внутри которого находится сюрприз: миниатюрные золотые копии крейсера, яхты, поезда, медальоны с портретами членов царской семьи, фигурки соловья, кукушонка, музыкальная шкатулка. Приводимые в движение путем нажатия скрытой кнопки, фигурки движутся, поют, размахивают крыльями, поезд отправляется в путь, циферблаты часов вращаются, а стрелки остаются неподвижными, крышки медальонов приподнимаются, открывая очаровательные детские портреты, музыкальная шкатулка «открывает» известные мелодии.

Фаберже открыл миру красоту поделочных камней Урала, Сибири, Алтая. Он ценил их как воплощение богатства и красоты самой природы: нарядные яшмы, небесно-синяя ляпис-лазурь, окрашенный в теплый розовый цвет орлец, авантюрин, сверкающий золотыми блестками, загадочный нефрит, гелиотроп, камень насыщенного зеленого цвета с темно-красными вкраплениями.

М. Перхин, Ю Николаи. Яйцо с моделью крейсера «Память Азова».
М. Перхин, Ю Николаи.
Яйцо с моделью крейсера «Память Азова».
Золото, плагииа, бриллианты, рубины, гелиотроп, аквамарин, бархат. 1891.

Именно из гелиотропа в 1891 году ведущий мастер фирмы Михаил Перхин выполнил яйцо с моделью крейсера «Память Азова». Сочетая зеленый цвет камня с золотом, искрящимися прозрачными каплями бриллиантов, мастер удачно оттенил и красоту самоцвета, и блеск благородного металла. Внутри этого драгоценного, сложенного бархатом футляра яйца застыла великолепная из золота и платины модель крейсера. В сложной оснастке корабля можно разглядеть миниатюрный британский мостик, крохотный руль, тончайшие полотнища парусов.

М.Перхин. Яйцо с букетом лилий
М.Перхин.
Яйцо с букетом лилий.
Золото, платина, серебро, бриллианты, оникс. 1899.

Не менее интересно использовано цветное золото. Именно фирма Фаберже возродила технологию четырехцветного золота, или «кватра-колор», то есть желтого, белого, красного и зеленого цветов. Техника была известна во Франции с XVIII века, а затем надолго забыта. Мастерам фирмы часто удавалось достичь сложной цветовой гаммы только благодаря цветному золоту, без привлечения других отделочных материалов. Соединив матовое и полированное золото, а также используя цветное, Михаил Перхин добился прихотливой игры на поверхности корпуса «Часов с букетом лилий».

М. Перхин. Яйцо с кукушкой
М. Перхин.
Яйцо с кукушкой
Цветное золото, эмаль, бриллианты, рубины, жемчуг, перья. 1900.

Не металл и не камень, а эмаль считали ювелиры фирмы самым эффективным средством художественной выразительности. Возрождая древнее искусство, они вновь обращались к его декоративным приемам. Ни одна ювелирная фирма в мире не использовала эмаль столь широко и в таком многообразии цветов и оттенков, как фирма Фаберже. Новым приемом в русском эмальерном деле того времени явилась техника «оконной», или «витражной» эмали.

«Ювелирным капризом» называют одно из самых изысканных произведений Михаила Перхина «Листья клевера». Сотканный из тончайших золотых нитей объем представляет собой буйное переплетение стеблей и листьев клевера, большая часть которых залита прозрачной, изумрудного цвета эмалью Невозможно представить, как удалось мастеру равномерно разместить и удержать на поверхности горячую эмалевую массу.

А.Холдстрем. Яйцо с мозаикой
А.Холдстрем.
Яйцо с мозаикой.
Желтое золото, платина, бриллианты, рубины,
малахит, топазы, сапфиры, гранаты, жемчуг. 1915.

Интересны детские профильные портреты, выполненные в технике эмали в цвете нежно-коричневой сепии. Они даны на золотой пластине, залитой эмалью розового цвета. Здесь чувствуется явное влияние античного искусства, мастер умело передает фактуру материала. Эта золотая пластина, укрепленная на богато декорированной подставке, не что иное, как «сюрприз» самого элегантного пасхального подарка «мозаичного яйца». Оно выполнено сыном старого Августа Холмстрема, бывшего до прихода Перхина главным мастером фирмы.

Задуманное как драгоценность, оно в полном согласии со своим назначением являет собой уникальный образец ювелирного искусства. Античный узор, выложенный на поверхности яйца, имитирует вышивку разноцветными шелками, где канвой служит тончайшая платиновая сетка, а сам узор соткан из сапфиров, рубинов, топазов и зеленых гранатов. Мастер достиг большого совершенства в умелом чередовании эмали и драгоценных камней.

М.Перхин. Яйцо с моделью сибирского поезда.
М.Перхин.
Яйцо с моделью сибирского поезда.
Золото, платина, рубины, оникс, хрусталь. 1900.

В 1900 году на выставке в Париже посетители с любопытством рассматривали новую механическую игрушку Михаила Перхина. Она явилась своеобразным откликом на важное для Русского государства событие – строительство Транссибирской магистрали. На серебряной поверхности яйца выгравирована карта России с изображением новой дороги от Петербурга до Владивостока и надписью: «Великий Сибирский железный путь». Особый интерес вызвал сюрприз – модель сибирского поезда. Заведенный золотым ключиком, платиновый паровозик с рубиновым фонарем и алмазными фарами отправлялся в далекий путь, увлекая за собой пять золотых вагончиков с оконцами-хрусталиками и миниатюрными надписями. Фаберже сам проявлял особый интерес к механическим управляемым игрушкам.

Пасхальные сюрпризы явились вершиной творческого вдохновения фирмы Фаберже, они вобрали все технические и художественные достижения своего времени в большей степени, чем какие-либо другие изделия, и позволяют выявить тот немалый вклад, который внесли мастера в развитие мирового ювелирного искусства. В необычайной тецательности и чистоте отделки произведений они до сего дня остались непревзойденными.

И. Онуфриева, Е. Миронова



Следующая страница: Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва.



      • Главная   • Музеи и музейные раритеты   • Пасхальные сюрпризы Фаберже  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта