Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля Сокровища Особой кладовой Эрмитажа Пётр Первый в Эрмитаже Пасхальные сюрпризы Фаберже Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва. Народное искусство в Русском музее Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда Три императорских алмаза Оружейная коллекция Петра Первого Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика | Царские вклады в Троице-Сергиев монастырьИз собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедникаВ Сергиево-Посадском музее представлены редкие образцы прикладного искусства XVI века. Особенность образования музея непосредственно из собрания Троице-Сергиевой лавры предопредело уникальность и историческую ценность его коллекции. Иван Грозный вложил в монастырь оригинальной формы кандило (подвесной подсвечник). Основой его служит серебряный шар, от которого отходят четыре золотые змейки, поддерживающие шандалы для свечей. Из пасти каждой из них свешиваются фигурные золотые плащики с царскими эмблемами и надписями вязью. К шару подвешена массивная кисть из нитей пряденого золота. Подобные осветительные приборы использовались не только в церквах, но и в царских хоромах.
Бурная эпоха Ивана Грозного нашла своеобразное отражение в интереснейшем историческом документе-Синодике 1575 года. Ради сохранения древнего текста в 1680 году по инициативе боярина Богдана Матвеевича Хитрово он был переписан «на новые тетради». Обычно в Синодик записывали имена умерших для поминовения их. Но в этой книге не простой перечень имен. Она открывается рассказом о том, как в Троицкий монастырь приезжал Иван Грозный и «плакал и рыдал в середней церкви» после убийства своего сына Ивана. Над некоторыми именами и группами имен есть надстрочные пояснения, сделанные киноварью, какому роду принадлежат те или иные лица. Из этих надстрочных надписей явствует, например, что в Синодик были внесены имена многих лиц, казненных в эпоху опричнины, имена представителей знатных боярских и княжеских фамилий, погребенных на территории монастыря за богатые вклады, имена воинов, убитых во время Ливонской войны. Записи в Синодике вносились до начала XIX века.
Выдающимися образцами русского прикладного искусства XVI века являются золотые венцы и подвески к венцам (цаты), вложенные Иваном Грозным для украшения иконы «Троица» письма Андрея Рублева. Венцы имеют плотный растительный орнамент, наведенный искусной чеканкой по золоту. К ним прикреплены короны, украшенные накладными золотыми лепестками с разноцветной эмалью. С особым искусством сделаны цаты. Они имеют форму лунниц и укратпеньт многочисленными накладными лепестками из золота, покрытыми эмалью. К каждой цате подвешены по три фигурных «плащика», также расцвеченных эмалью, наложенной между сканными нитями. Эмаль чистых и звучных тонов рассыпана по цатам, как мелкие весенние цветы. Венцы и цаты вклада Ивана Грозного не имеют себе равных по искусству исполнения: оно достигло здесь совершенства.
После смерти Ивана Грозного вклады в монастырь продолжались. В 1597 году «конюший боярин и дворовый воевода» при царе Федоре Ивановиче Борис Годунов дал вкладом в Троицкий монастырь золотые церковные сосуды — потир и две тарели, украшенные гравировкой и чернью по золоту и драгоценными камнями в высоких золотых оправах, напоминающих коробочки распускающихся цветов. Вклады Годунова являются лучшими образцами искусства черни по золоту. Чернь на годуновских сосудах имеет глубокий бархатистый цвет и искусно наложена на гравированном рисунке по металлу. Борис Годунов старался заручиться поддержкой влиятельного Троицкого монастыря в своих политических целях. Продолжая политику Ивана Грозного по ограничению и ревизии монастырского землевладения, он в то же время одаривал монастырь драгоценными вещами. По старой традиции московских государей Годунов прежде всего украсил драгоценностями наиболее чтимую в монастыре «Троицу» Андрея Рублева.
Старый золотой оклад с иконы «Троицы» вклада Ивана Грозного он приказал переложить на копию, а на подлинник надели новый оклад, украшенный великолепной чеканкой и чернью по золоту. Золотые венцы на ликах ангелов «Троицы» были усыпаны рубинами, изумрудами и сапфирами в высоких золотых оправах. К венцам были подвешены панагии с изображениями патрональных святых семьи Бориса Годунова. Впоследствии к окладу Годунова были добавлены золотые цаты (нагрудные украшения) 1626 года царя Михаила Федоровича и серебряная золоченая чеканная риза, сделанная в 1754 году. К иконе «Троица» в те же годы подвесили пелену, украшенную золотыми дробницами разных форм и размеров, крупным жемчугом и драгоценными камнями-сапфирами, изумрудами, рубинами и топазами. Киот иконы закрывался живописными створками . работы московских мастеров. На створках были изображены многочисленные сцены «деяний» «Троицы». К иконе же приставлялся серебряный подсвечник вклада Годунова, напоминающий по форме цветущее дерево.
Тогда же Борис Годунов вложил в монастырь драгоценную митру (головной убор архимандрита для богослужения) с золотыми дробницами, жемчугом и драгоценными камнями. Вклады Бориса Годунова поражают не только обилием драгоценностей, но прежде всего большим художественным вкусом, виртуозным мастерством исполнения. Т.В.Николаева Фото с официального сайта Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Следующая страница: Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |