Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля Сокровища Особой кладовой Эрмитажа Пётр Первый в Эрмитаже Пасхальные сюрпризы Фаберже Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва. Народное искусство в Русском музее Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда Три императорских алмаза Оружейная коллекция Петра Первого Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика | Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лаврыИз собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедникаБольшую коллекцию в музее составляют произведения бытового серебра — чарки, ковши, чаши и братины. Они имеют традиционные национальные формы, украшены чеканкой, гравировкой, а иногда и разноцветными эмалями. Для изготовления дорогой бытовой посуды использовались не только драгоценные металлы, но и разных пород камни — яшма, оникс, сердолик. Некоторые чарки (вклад старца Прокопия Дернова) сделаны из перламутра, а братины — из кокосового ореха.
Уникально произведение древнерусского искусства, сохранившее нам имя мастера и вкладчика, золотой потир (чаша для причастия) с красновато-желтым брекчиевым мрамором. Потир имеет простую и изящную форму, в которой тонко найдено соотношение частей сосуда. По краю мраморную чашу окаймляет полоса орнамента, выполненного скамью. Скань сделана настолько искусно, что нигде не видно следов припоя нитей, которые тонким и легким кружевом легли на гладкую поверхность металла. На золотом восьмигранном поддоне мастер награвировал длинную историческую надпись, из которой мы узнаем, что потир Троицкому монастырю дал Василий Темный, когда подходила к концу многолетняя феодальная война. На поддоне потира выгравирована другая надпись, к сожалению, очень редко встречающаяся на древних предметах: «А делал Иван Фомин». Мастер Иван Фомин был, по-видимому, москвичом и выполнял ответственные заказы московского князя. На отдельных вещах есть надписи о их принадлежности. Чарка XVI века с изображением Самсона, раздирающего пасть льву, имеет надпись о принадлежности ее стремянному конюху Ивана Грозного Петру Никифоровичу Никитину. Самсон изображен в ездовом русском кафтане XVI века. На ковше, принадлежавшем княгине Киликии Ушатой, есть поэтическая надпись: «Ковш добра человека, а пити из него на здравие, моля бога, хваля государя, поминая друга милого». На нескольких чарках написаны имена Ивана Грозного и его сына Федора, а на братинах — имена Марфы Владимировны Старицкой и келаря Евстафия Головкина.
Замечательна чеканная братина с крышкой, принадлежавшая Корнилию Апраксину (1633 год) . В сложном обрамлении растительного орнамента на ней вычеканены Самсон, раздирающий пасть льву, единорог, кентавр, лев с единорогом, геральдически противопоставленные друг другу. Такая нарядная братина предназначалась только для торжественных случаев. На большинстве чарок XVII века сохранились надписи с именами их владельцев. А на некоторых написаны и различные присказки: «При совету мудр, а при беседе буди смирен, смирение бо мати мудрости и всем добрым делам», «Злату сосуду николи же разбиение бывает, еще и погнется и потом исправится, а истинная любовь уподобится злату сосуду еще и полукавится и потом исправится». При Иване Грозном было выполнено монументальное произведение из серебра - чеканная рака для останков Сергия Радонежского. Крышка раки представляет собой надгробную икону с изображением Сергия, украшенную золотым окладом. Оклад покрыт сложным чеканным узором из трав и цветов. По его краю расположены овальные и круглые дробницы с изображением «святых», наведенных чернью по золоту. Среди них есть и патроны царя Федора и царицы Ирины. А в верхних углах оклада укреплены древние византийские камеи, обнизанные жемчугом. В 1584 году царь Федор Иванович наградил 14 мастеров Московского Кремля, русских и иностранцев, за выполнение этого ответственного заказа. Во время борьбы с польско-литовской интервенцией многие культурные ценности в стране были уничтожены и расхищены. А Троицкий монастырь, выдержав 16-месячную оборону, не только не растерял своих богатств, но и сохранил исторические и художественные реликвии, связанные с периодом интервенции. В экспозиции музея представлены серебряные кресты с именами архимандрита Дионисия — автора патриотических троицких грамот с призывами объединиться против интервентов и келаря Авраамия Палицына — автора известного «Сказания» об обороне Троице-Сергиева монастыря. Прикладное искусство XVII века отличается красочностью и декоративностью. В это время очень большое распространение получает жемчуг, камни и цветные стекла.
Целой сокровищницей является митра 1626 года вклада князей Мстиславских. Ее поверхность сплошь покрыта золотыми дробницами с чеканными изображениями «святых» и «Троицы», с орнаментом, исполненным эмалью, ажурными дробницами в виде лепестков, на которых, как капельки росы, закреплены бриллианты. Между дробницами посажены крупные драгоценные камни. Все детали украшения обнизаны крупным жемчугом, а по краю митра имеет опуш из нитей пряденого серебра. Эта вещь поражает совершенно сказочной роскошью. Она свидетельствует о том, что церковные иерархи не уступали в роскоши представителям царского двора.
В знаменитых мастерских Оружейной палаты Московского Кремля работали выдающиеся ювелиры, выполнявшие наиболее ответственные заказы царского двора, патриарха и представителей знати. Мастер Андрей Малов сделал чеканный золотой крест с надписью, исполненной чернью, Иван Леонтьев изготовил золотой потир с чеканкой и чернью по золоту — вклад думного дьяка Ивана Тарасьевича Грамотина. Ведавший Оружейной палатой боярин Богдан Матвеевич Хитрово вложил в монастырь золотую икону с эмалевым изображением Сергия Радонежского, также выполненную в Оружейной палате. Все эти произведения являются лучшими образцами чеканки и черни по золоту, гравировки, эмалей и скани XVII века. Т.В.Николаева Фото с официального сайта Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника Следующая страница: Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |