Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


ЗаметкиО тебе радуется...
Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя
Холуйская иконописьПалехское собрание и иконопись Палеха XVII векаСтановление палехской иконописи (XVIII век)Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.Пушкин в дороге
Русские последователи Гая Мецената: князь Юсупов, купец Солдатенков, галантерейщик Плюшкин





Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя

Л.Е.Такташова

Известно, что в Палехе собраны уникальные памятники древнерусской живописи. Однако вряд ли даже специалисты знают о хранящихся там лицевых иконописных подлинниках. Их коллекция, сосредоточенная в Государственном музее палехского искусства и его филиале в Холуе по сравнению с подобными ей в Русском музее в Ленинграде и Историческом в Москве невелика, но очень интересна. [Vitaly Kotov and Lartsa Taktashova. The State museum of Palekh Art. М., 1981.]

Происхождение каждого подлинника известно. Многие листы подписные. В надписях указаны имена их владельцев (иногда нескольких поколений одного poда) или иконописцев, выполнявших прорись; реже — дата создания. Некоторые подлинники сделаны на оборотных сторонах документов, писем, счетов. Этот архивный материал позволил нам составить список палехских и холуйских иконописцев XVII — XIX столетий, который который может быть использован при атрибуции подписных икон в музейных фондах страны.

Важно и то, что многие подлинники выполнены на бумаге с филигранями. При комплексном методе изучения дата водяного знака помогает уточнить время их создания. Это обстоятельство очень существенно: палехские и холуйские иконы с надписью-датой неизвестны; датированных памятников XVIII столетия — единицы. Определить время написания того или иного иконописного произведения бывает затруднительно (иконописный стиль XVII — XVIII вв. в целом изучен далеко не достаточно. Для Холуя и Палеха это вдвойне сложно: иконы, созданные здесь, в сравнении со столичными довольно архаичны. Задачу облегчают иконописные подлинники.

Холуйская иконописьХолуйская иконопись  
«Богоматерь со святыми» и «Неизвестный святой» — произведения «золотого века» холуйского иконописания. Письмом же икон в Холуе начали заниматься, должно быть, еще в середине XVI столетия, когда частью села владел суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, внедрявший на своих землях это ремесло. Во всяком случае:в писцовых книгах 1629 г. о жителях села сказано, что они занимаются иконописью и что занятие это наследственное.

Палехское собрание и иконопись Палеха XVII векаПалехское собрание и иконопись Палеха XVII века  
В основу палехского собрания лег архив Сафоновых — владельцев крупных иконописных мастерских в Палехе. Н. Н. Ушаков, видевший его в свое время, писал, что у Сафонова хранится «много древних рисунков, несколько толковых подлинников, один очень замечательный лицевой, древние лицевые минеи в рисунках и иконы старых палехских мастеров». Значительная часть коллекции — произведения, принадлежавшие некогда П. Д. Корину. Павел Дмитриевич с гордостью говорил о себе, что он художник не только по призванию, но и по рождению. Род крестьян-иконописцев Кориных восходит к иконнику Федору, работавшему еще в XVII в. У правнуков Федора в Палехе была иконописная мастерская.

Становление палехской иконописи (XVIII век)Становление палехской иконописи (XVIII век)  
XVIII столетие — время становления палехского искусства. Палехский иконописец, как можно судить по толковым подлинникам, был осведомлен в области богословия, знаком с такими произведениями светской литературы, как «Дневник путешествий боярина Бориса Петровича Шереметева в Польшу, Австрию и Италию», «История Российская» Татищева и другие. И неудивительно. В XVIII в. палехские крестьяне в поисках заработка расходились повсюду: работали по подряду в Москве, Владимире, Нижнем Новгороде, Вязниках, торговали иконами в Валахии и Сербии, строили Санкт-Петербург.

Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)  
Вторая половина XVIII — начало (первая четверть) XIX столетия — время расцвета палехского иконописания. Его иcкусство становится все более отточенным и виртуозным, и это особенно видно по «чистой» графике палешан — иконописным подлинникам, которые характеризуют достижения не отдельных мастеров, но уровень их искусства в целом. Лицевые подлинники делали на плотной бумаге углем или сангиной с помощью кисти. Судя по ним,палехские иконописцы были отличными рисовальщиками.

Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.  
"В списке приводятся имена иконописцев Палеха и Холуя, даются каталожные сведения об их работах, сохранившихся или известных по архивам, а также воспроизводятся надписи на иконописных подлинниках, в которых указаны фамилии художников. Подлинники, принадлежавшие палехским иконописцам, хранятся в Государственном музее палехского искусства; холуйским – в Холуе, в музее-филиале Государственного музея палехского искусства."


Публикуется по изданию: «Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология» Ежегодник 1983 год. Изд-во «Наука, Ленинград, 1985.


Материал подготовлен к публикации совместно с проектом «Иконолепие». «Иконолепие» - это магазин старинных икон, в котором представлены недорогие иконы преимущественно XIX века. Эксперты и искусствоведы проекта «Иконолепие» дают свои описания иконам и обсуждают различные аспекты иконописного искусства, а также занимаются просветительской и выставочной деятельностью. Консультации специалистов «Иконолепия» помогают несведущим владельцам икон атрибутировать старинные артефакты.


Палехские и холуйские росписи на нашем сайте:

Палех. Художественная лаковая миниатюраПалех. Художественная лаковая миниатюра  
В 1927 г. члены Артели древней русской живописи по заказу Совнаркома исполнили ряд работ для выставки художественных произведений к десятой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Темы миниатюр, отражающие современность, были предложены А.В.Бакушинским, известным ученым, исследователем искусства Палеха. После выставки, прошедшей в Москве в январе 1928 г., произведения были переданы в Третьяковскую галерею и Русский музей.

Палех. Художник Иван ГоликовПалех. Художник Иван Голиков  
Поэтическое и песенное слово дали внутренний импульс стилистике палехской миниатюры, восходящей к живописи Древней Руси - иконописи. Оставаясь в ее традициях, Голиков ищет эмоцию, которая бы выражала дух времени, достигая высокой пластической цельности. С одной стороны, эмоциональная выразительность, лиризм, с другой — символизм. И в каждом случае — свой неповторимый ритм, диктуемый содержанием замысла. Орнаментальность и есть выражение этого ритма: движение сюжета, смазывание сказки рождает ритмику живописного иносказания.

Холуй. Коллекция Русского музеяХолуй. Коллекция Русского музея  
В небольшом собрании лаковой миниатюры Холуя в Русском музее преобладают произведения 1960 — 1970-х гг., и лишь две работы относятся к раннему периоду становления этого самобытного центра.






      • Главная   • Заметки на крышке сундука   • Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта