Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художник Иван Голиков
Мстера. Лаковая миниатюра
Мстера. Коллекция Русского музея
Холуй. Коллекция Русского музея
Прялки расписные и резные
Росписи по дереву XVII века
Вологодская роспись
Олонецкая роспись
Северодвинские росписи
Пермогорская роспись
Мезенская и пижемская росписи
Живописный тип росписи по дереву XIX века
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Жостово. Расписные подносы
Нижний Тагил. Расписные подносы





Палех. Художественная лаковая миниатюра

Палехский центр миниатюрной живописи сложился как продолжение одного из ведущих центров русской иконописи. Художники, оставшиеся после революционных потрясений без работы, искали возможности и хоть немного заработать, и сохранить творческие традиции одного из старинных живописных центров России. Переход к живописной лаковой миниатюре являлся своего рода компромиссом, с одной стороны открывшим широчайшие возможности для художественного самовыражения в любых сюжетах и композициях, с другой стороны, всё же повлиявшим на забытие иконописных традиций и стилей.

Собрание миниатюрной живописи Палеха в Русском музее включает работы разных лет, начиная со времени создания в этих центрах художественных артелей в 1920 — 1930-е гг. и вплоть до последнего десятилетия. Часть коллекции лаковой миниатюры старых мастеров Палеха сложилась еще в 1920-е гг. В 1927 г. первой из работ палешан поступила в музей овальная шкатулка «Тройка» художника И.И. Голикова. Среди множества палехских «троек» миниатюра выделяется сказочной мощью огненных коней, несущих узорную ладью. Композиция покоряет стройностью и динамизмом, богатством золотого орнамента. Это один из шедевров Палеха в собрании музея.

И.И.Голиков. «Тройка». 1926 г. Палех
И.И.Голиков. «Тройка». 1926 г.
Палех Ивановской обл.
Государственный Русский музей

В 1927 г. члены Артели древней русской живописи по заказу Совнаркома исполнили ряд работ для выставки художественных произведений к десятой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Темы миниатюр, отражающие современность, были предложены А.В.Бакушинским, известным ученым, исследователем искусства Палеха. После выставки, прошедшей в Москве в январе 1928 г., произведения были переданы в Третьяковскую галерею и Русский музей (работы И.М.Баканова и И.И.Голикова, Н.М.Зиновьева, И.В.Маркичева и других палешан).

Н.М. Зиновьев. «Комсомол». 1927 г. Палех
Н.М. Зиновьев. «Комсомол». 1927 г.
Палех Ивановской обл.
Государственный Русский музей

В ряде миниатюр художники отражают социалистические преобразования в деревне, смычку города и деревни. На пластине Н.М. Зиновьева «Комсомол» 1927 г. изображены комсомольцы и пионеры, в их образах подчеркнуто возвышенное и героическое. Следуя традициям старинных палехских писем, автор использует принцип композиции со многими клеймами и выделяет в них отдельные сюжеты. Работы старейших мастеров отличают высокая культура цвета, сдержанность и благородство колорита.

И.И. Зубков. Пластина «Сказочные птицы». Палех
И.И. Зубков. Пластина «Сказочные птицы». 1935 г.
Палех Ивановской обл.
Государственный Русский музей

Палешане в своем творчестве обращаются к разным пластам национальной культуры. И.И. Зубков в пластине «Сказочные птицы» 1935 г. использует и по-своему преобразует мотивы народного орнамента XVII — ХIХ вв., образы экзотических птиц из лубочных картинок. Миниатюра написана золотом в необычной графической манере, с легкой подцветкой зеленоватыми и красно-коричневыми красками.

И.В. Маркичев. Пластина «Видение Бориса и Глеба воину Пельгусию». Палех
И.В. Маркичев. Пластина «Видение Бориса и Глеба воину Пельгусию». 1929 г.
Палех Ивановской обл.
Государственный Русский музей

В 1975 — 1977 гг. собрание палехской миниатюры обогатилось уникальной по своей ценности коллекцией, принадлежавшей Н.В. Дыдыкину. В ней более двадцати работ, среди которых произведения 1920-1930-х гг.

Пластина И. В. Маркичева «Видение Бориса и Глеба воину Пельгусию» 1929 г. - не частый в палехской миниатюре пример использования тем древнерусского искусства (ил.229). Юноши в светлых одеждах изображены плывущими в легкой ладье среди серебристых речных волн. Фигуры слиты с пейзажем, что превращает сюжет из повести ХГП в. в поэтичную легенду.

Ф.А. Каурцев. «Пейзаж с коровами». Палех
Ф.А. Каурцев. «Пейзаж с коровами». 1932 г.
Палех Ивановской обл.
Государственный Русский музей

Изображения природы играли важную роль в творчестве многих палехских художников. Выдающимся пейзажистом был Ф.А. Каурцев. Его «Пейзаж с коровами» 1932 г. решен в золотисто-охристых тонах и словно пронизан солнечным светом. Важной особенностью народной природы искусства палехской миниатюры является органичное соединение фантастического и реального, умение ярко отразить прекрасное в повседневной жизни.

Несколько произведений из коллекции Дыдыкина написаны на тонких пластинах слоновой кости. Их теплый желтоватый фон придает особую нежность колориту миниатюр. Один из таких примеров — пластина «Кирибеевич и Алена Дмитриевна» 1937 г., выполненная А.А. Дыдыкиным на тему «Песни про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова. Образ «буйного молодца» Кирибеевича один из самых выразительных среди литературных героев Палеха. В пейзаже и изображениях людей сказывается индивидуальность авторского почерка художника.

Творчество В.М. Салабанова известно замечательной серией миниатюр на темы поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души». Одна из них «Чичиков у Манилова» 1935 г. — интересна своей композицией, несколько гротескной манерой передачи образов.

А.В. Борунов. Ларец «Сказки Пушкина». Палех
А.В. Борунов. Ларец «Сказки Пушкина». 1949 г.
Палех Ивановской обл.
Государственный Русский музей

Среди произведений палешан, исполненных в 1940-1950-е гг., выделяется ларец «Сказки Пушкина» А.В.Борунова. Крышка и стенки ларца-теремка старинной формы украшены миниатюрами на темы четырех сказок и пролога к поэме «Руслан и Людмила». В этом произведении получила развитие повествовательная тенденция палехского искусства. Миниатюры сопровождаются на скатах крышки пышным золотым орнаментом, который органично вплетается в сюжетную роспись, подчеркивает драгоценность предмета.

Б.М. Ермолаев. «Сказка об Али-египтянине». Палех
Б.М. Ермолаев. «Сказка об Али-египтянине». 1962 г.
Палех Ивановской обл.
Государственный Русский музей

Марочница Б.М. Ермолаева «Сказка об Али-египтянине» 1962 г. одно из уникальных произведений «сверхминиатюрного" направления в современном палехском искусстве — поражает изощренной живописной техникой, яркостью красок, горящих на золотом фоне, выразительностью облика каждого героя арабской сказки.


М. А. Сорокина, Т. Б. Васильева

Литература:
•  М.А.Сорокина. Т. Б. Васильева. Лаковая миниатюра и декоративная живопись - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
•  А.В.Бакушинский. Искусство Палеха. М.— Л., 1934.
•  Н.М.Зиновьев. Искусство Палеха. Л., 1968.
•  М.А.Некрасова. Палехская миниатюра. Л., 1978.
•  А.С.Гущин. Палеховские миниатюры. Л., 1930.



Следующая страница: Палех. Художник Иван Голиков



      • Главная   • Народная и прикладная живопись   • Палех. Художественная лаковая миниатюра  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта