Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


ЗаметкиО тебе радуется...
Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя
Холуйская иконописьПалехское собрание и иконопись Палеха XVII векаСтановление палехской иконописи (XVIII век)Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.Пушкин в дороге
Русские последователи Гая Мецената: князь Юсупов, купец Солдатенков, галантерейщик Плюшкин







Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя

Холуйская иконопись

Л.Е.Такташова

Представление о мастерстве холуйских иконников XVII века даёт налепок «Богоматерь со святыми», отпечатанный на бумаге с водяным знаком 1638 г. [ Существовало три основных способа изготовления иконописных подлинников. Рисунки-прописи делали на специально промасленной бумаге типа кальки. Промасленную бумагу накладывали на икону и прочерчивали рисунок пером или кистью. Рисунки-припорохи накалывали по линии булавкой или иглой. После этого прикладывали лицевой стороной к подготовленной доске и «пропорашивали»— натирали с обратной стороны растертыми в порошок углем или красным мелом, положенными в особый мешочек. Линия, проколотая точками, пропускала порошок — рисунок переводился в зеркальном отражении по отношению к оригиналу, с которого он был снят. Чтобы получить налепок, рисунок на иконе обводили липкой (с чесноком) краской и прикладывали к нему чистый лист, который с обратной стороны притирали костяшкой, — получался отпечаток. (А. А. Сидоров. Рисунок старых русских мастеров. М., 1956, с.34).] [Н. II. Лихачев. Бумага и древнейшие бумажные мельницы в Московском государстве. СПб., 1891, табл. 93, № 631.]

Композиция подлинника строится по сторонам от центральной оси. Форма промоделирована линией без применения светотени. Пространство передано «кулисно». На первом плане изображены в рост Богоматерь со святыми, на втором — палаты. Показана толщина оконных проемов, дверей, торцов зданий. Такими приемами построения композиции и пространства пользовались столичные иконописцы конца XVI — начала XVII столетий, а также провинциальные художники более позднего времени.

В том, что подлинник сделан в Холуе, убеждает его происхождение из дома потомственных холуйских иконописцев Барановых, а также особенности рисунка: пропорции святых соизмеримы с пропорциями человека в натуре, образы внешне статичны, приземлены.

«Богоматерь со святыми» стилистически едина с другими подлинниками из дома Барановых. Наиболее интересный из них — налепок с изображением святого, отпечатанный на голландской бумаге с водяным знаком (герб города Амстердама) 1710 г.[ К. Я. Тромонин. Изъяснения знаков, видимых в писчей бумаге... М., 1844, табл. LIX, № 856.] Налепок представляет собой обрывок несохранившейся композиции с изображением восседающего на троне Христа (или Богоматери) в окружении предстоящих. Несмотря на фрагментарность и скромные размеры листа, рисунок выглядит монументально. Абрис фигуры лаконичен. Внутренняя экспрессия передана силуэтом и напряженными линиями складок одежд святого. Выразительно его запрокинутое лицо. Над головой нет нимба. Возможно, перед нами «портрет» заказчика иконы, с которой был снят налепок.

Неизвестный святой. Налепок. Холуй. Начало XVIII века.
Неизвестный святой. Налепок. Начало XVIII века.
Бумага, сажа. 39,3 х 24 см
Из коллекции иконописцев Барановых
Государственный музей палехского искусства, филиал в Холуе

«Богоматерь со святыми» и «Неизвестный святой» — произведения «золотого века» холуйского иконописания. Письмом же икон в Холуе начали заниматься, должно быть, еще в середине XVI столетия, когда частью села владел суздальский Спасо-Евфимиев монастырь, внедрявший на своих землях это ремесло. Во всяком случае:в писцовых книгах 1629 г. о жителях села сказано, что они занимаются иконописью и что занятие это наследственное.[У.А.Кукулиев, В.В.Стариков. Есть такое село. Ярославль, 1973, с. 94.] В 1676 г. о мастерах Холуя знали в Новгороде Великом; в 1752 г. холуйские иконники Стефан Оботин, Никита Андреев и Иван Субботин были вызваны в Троице-Сергиеву Лавру для изготовления икон к приезду царицы Елизаветы Петровны.

Иконописные подлинники холуйского музея XIX — начала ХХ в. — грубые ремесленные поделки. Им соответствует и подавляющая часть икон этого периода. Расхожие иконы, как известно из грамот, писали в Холуе наряду с высокохудожественными произведениями еще в XVII столетии. С подобными памятниками и связано представление о холуйском иконописании у специалистов и просто любителей искусства. Именно поэтому иконописные подлинники обретают особую ценность и интерес.


Публикуется по изданию: «Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.» Ежегодник 1983 год. Изд-во «Наука, Ленинград, 1985.



Следующая страница: Палехское собрание и иконопись Палеха XVII века



      • Главная   • Заметки на крышке сундука   • Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя   • Холуйская иконопись  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта