Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


ЗаметкиО тебе радуется...
Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя
Холуйская иконописьПалехское собрание и иконопись Палеха XVII векаСтановление палехской иконописи (XVIII век)Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.Пушкин в дороге
Русские последователи Гая Мецената: князь Юсупов, купец Солдатенков, галантерейщик Плюшкин







Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя

Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)

Л.Е.Такташова

Вторая половина XVIII — начало (первая четверть) XIX столетия — время расцвета палехского иконописания. Его иcкусство становится все более отточенным и виртуозным, и это особенно видно по «чистой» графике палешан — иконописным подлинникам, которые характеризуют достижения не отдельных мастеров, но уровень их искусства в целом. Лицевые подлинники делали на плотной бумаге углем или сангиной с помощью кисти. Судя по ним, палехские иконописцы были отличными рисовальщиками. Они прекрасно чувствовали тон. Такие рисунки, как «Неизвестный святой, с четками», «Ангелы», учебный рисунок (должно быть, по нему учились молодые художники), как бы сотканы из едва уловимых градаций света и тени.

Однако главное средство выразительности рисунков — линия. Ее проводили тончайшей (в несколько волосков) кисточкой. Линии настолько ровные и неизменно тонкие по всей длине, что кажутся прочерченными пером. Некоторые рисунки выполнены сажей и киноварью. Сочетание черного и красного цветов усиливает их декоративность. Припорохи второй половины XVIII — начала XIX в. сделаны настолько искусно, что вызывают удивление своей ажурностью. Они ценны уже сами по себе. Не случайно среди них есть такие, которые, появившись в XVIII в., так и не побывали в употреблении. Их берегли и передавали из рода в род.

Начиная с последней трети XVIII столетия в профессиональном искусстве появляется сознательный интерес к старым национальным традициям. Он отчетливо проявился в музыке, литературе, архитектуре, изобразительном искусстве. Для конца ХУШ —начала XIX в. характерно пристальное внимание к лубку. Постепенно пробуждалась мысль, «что носителем национального своеобразия искусства является не образованный лишь слой общества, а народ в целом и что органичность художественного развития можно обрести, только осознав свою связь с народными и национальными традициями».[Т. В. Алексеева. Некоторые проблемы изучения русского искусства XVIII в. — В кн.: Русское искусство XVIII века. Материалы и исследования. Под редакцией Т, В. Алексеевой. М., 1973, с. 17.]

Иконописный подлинник. Палех. Голова святого. Рисунок кистью. XIX век.
Голова святого. Рисунок кистью. XIX век.
[прим. ред. сайта - сейчас этот рисунок атрибутируется как Николай Чудотворец (оплечный)]
Бумага, сажа, киноварь. 45,7 х 35 см
Из коллекции Н.В.Давыкина
Государственный музей палехского искусства, Палех

Живым носителем древних традиций был Палех. О явном интересе к его искусству свидетельствует широкий круг заказчиков икон. В первой половине XIX в. ими были крупнейшие монастыри России, Петербург, в том числе и царский двор, Москва.[ Архив Государственного музея палехского искусства, Книга учета отправки икон из мастерской Сафонова, 25 ноября 1839 г. — январь 1860 г., л. 7.]

Отвечая запросам города, палехский иконописец во второй половине XVIII столетия начинает работать в разных «манерах» или «пошибах»: «греческой» («византийской» ), «новгородской», «московской», «строгановской». [Н. М. Зиновьев. Искусство Палеха. Л., 1974.] Все они были, по существу, вариациями стиля, усвоенного Палехом еще в XVII в., который условно можно определить как «линейный».

Иконописные подлинники первой половины XIX в. под влиянием классического академического искусства освобождаются от налета барочности; рисунок и орнамент обретают пластическую ясность и строгость, отточенную изысканность, которая граничит порой с заученной механической виртуозностью. Икону прежде всего и главным образом рисуют — «знаменит». Рисуют даже золотом: обводят контуры, лещадки горок, прописывают орнаменты, складки одежд, волосы; золотом плотно покрывают фоны. И если в XVIII в. золото не употребляли вовсе или делали это с величайшим тактом, то сейчас золото уподобили краске. Красные, розовые, оранжевые цвета заполыхали в его обрамлении. Шедевр палехской иконописи начала — первой половины XIX в. — знаменитый «Акафист святителю Николаю».

Спас во гробе. Налепок. Палех, XIX век.
Спас во гробе. Налепок. XIX век.
Бумага, сажа, киноварь. 31 х 21,5 см
Из коллекции Н.В.Давыкина
Государственный музей палехского искусства, Палех

Однако расцвет своеобразного палехского мастерства был недолгим. Во второй половине XIX в. Палех известен как «гнездо» исконно русского национального искусства. Здесь побывали ученые Н. В. Покровский, Н. П. Кондаков, Г. Д. Филимонов, писатели, журналисты. Их труды привлекли внимание к старому иконописному центру, к его бедственному положению. В палехские дела вмешался Комитет по попечительству русской иконописи. На средства комитета была открыта иконописная школа. Возглавлял ее выпускник Петербургской Академии художеств Е. И. Стягов (ученик В. Е. Маковского). В школе давали азы академического рисунка, истории искусств, иконописания.

Иконописные подлинники того времени представляют собой главным образом копии с академических религиозных картин. Некоторые из них выполнены на хорошем профессиональном уровне (рисунки А. Н. Корина, М. Д. Корина). Однако ни измениться, ни возродиться старое палехское искусство уже не могло. Палешане с успехом занимались ремеслом: писанием недорогих икон, чеканкой окладов. Сохранились прориси рисунков для чеканки окладов, венцов, цат и тому подобное. Но особенно часто палехские мастера занимались реставрацией. В архиве Сафоновых много калек, разверток, черновых планов, зарисовок, сделанных в разных церквах и монастырях, стенопись и иконостасы которых поновляли палешане. Эти материалы несомненно интересны и могли бы оказать немалую услугу реставраторам и специалистам по древнерусской живописи.


Публикуется по изданию: «Памятники культуры. Новые открытия. Письменность. Искусство. Археология.» Ежегодник 1983 год. Изд-во «Наука, Ленинград, 1985.



Следующая страница: Палехские и холуйские иконописцы XVII — XIX вв.



      • Главная   • Заметки на крышке сундука   • Памятники русского иконописания XVII-XIX вв. в собрании музеев Палеха и Холуя   • Расцвет и угасание палехского иконописания (конец XVIII - XIX вв.)  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта