Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


МеталлЦельнокованые железные светцы
Серебряная чернь и скань
Дар Валдая
Искусство Кабарды
МузеиПортретная миниатюра XVIII-XIX веков. Собрание музеев Московского Кремля
Сокровища Особой кладовой Эрмитажа
Пётр Первый в Эрмитаже
Пасхальные сюрпризы Фаберже
Складень-кузов с избранными праздниками и святыми. Реликвия рода Годуновых. Музей имени Андрея Рублёва.
Народное искусство в Русском музее
Отдел народного искусства в Русском музее. Создание и наполнение фондовОтдел народного искусства в Русском музее. Послевоенное развитие и пополнение коллекцийОтдел народного искусства в Русском музее. 1970-е годыДрагоценные камни Алмазного фонда
Три императорских алмаза
Оружейная коллекция Петра Первого
Царские вклады в Троице-Сергиев монастырь
Золотые и серебряные сокровища Троице-Сергиевой лавры
Драгоценности Троице-Сергиевой лавры. Мелкая пластика


Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Металл

Великий Устюг, ныне оказавшийся в глухой провинции, некогда отнюдьне случайно получил свой титул «великого». Расположенный на большой водной дороге из Вологодских земель в Архангельский край город несколько столетий развивался как крупный перекрёсток и своего рода рубёж, разделяющий центральную Россию и Север. Слияние Вычегды (дороги в Пермский край и к Уральским горам), Сухоны и Юга приносило Великому Устюгу и доходы, и славу крупного торгово-ремесленного центра. В Устюге располагались и обширные оптовые склады, и крупные монастыри, и высокотехнологичные производства. Одним из направлений ремесленного дела и прикладного творчества, которым славились устюжские мастера, была обработка металла и изготовление различных металлических изделий.

В собрании музея-заповедника Великого Устюга находится свыше пяти тысяч предметов, изготовленных из различных металлов. Начало коллекции музея было положено ещё до революции, когда при Михайло-Архангельском монастыре открылось древохранилище. Впоследствии коллекция пополнялась за счёт экспедиционной деятельности и поступлений от жителей города.

Однако следует признать, что несмотря на пропаганду значимости народного искусства, северяне с трудом воспринимали предметы своего повседневного обихода как музейные и достойные сохранения. Лишь в конце советской эпохи, когда стал очевиден процесс угасания многих далёких деревень, коллекционирование предметов народного искусства и деревенского обихода перестало быть экзотикой. Но как музеи, так и частные коллекционеры сосредотачивались прежде всего на книгах, иконах, мелкогабаритной утвари, которую сравнительно легко было вывезти из труднодоступных мест.

Расписные шкафы и окованные железом сундуки оставались на своих местах. И несмотря на определённое присутствие подобных предметов на современном антикварном рынке, очевидно, что их количество не так велико, как могло бы быть.

Мастера Великого Устюга использовали разные техники обработки и украшения металла. Чеканка, ковка, просечка, скань, чернь, эмаль, гравировка – разнообразие и высокое качество сохранившихся изделий показывает высокий уровень и художественного вкуса, и производственной культуры устюжских мастеров. Кованые изделия поражают тонкостью работы, устюжские врата, решётки и замки были известны далеко за пределами северных земель.

Разъезжались по российским просторам и устюжские сундуки, коробки, ларцы, шкатулки. В Великоустюжском музее представлено около пятидесяти подобных предметов, предназначенных для хранения и перевозки.

Надо заметить, что традиционные расписные сундуки использовались преимущественно в интерьере, они занимали своё почётное место и служили одновременно украшением, местом хранения, лавкой, а то и спальным местом. Сундуки с кованым укреплением предназначались для дальней дороги, для перевозки ценных вещей и важного багажа. Тяжёлые, неудобные в переноске сундуки отлично справлялись с задачей сохранности груза в условиях извечно сложных российских дорог. Причём сохранность эта обеспечивалась как механической прочностью основы, укреплённой металлом, так и защитой от злоумышленников, системами сложных замков, а иногда и потайными отделениями.

Сундук-теремок. XVII век. Великий Устюг
Сундук-теремок. XVII век. Великий Устюг

Одним из самых старых экспонатов музея Великого Устюга является сундук XVII века из луба. Гладкие железные прутья крест-накрест создают рисунок из ячеек, а круглые выпуклые шляпки гвоздей выполняют декоративную функцию. На передней стенке расположено три замка. Между прутьями вьётся роспись, растительный мотив с завитками и лепестками традиционен для северной народной живописи.

Ларец-теремок. XVII век. Великий Устюг
Ларец-теремок. XVII век. Великий Устюг

В ларцах-теремках XVII века хранили драгоценности, важные документы, рукописи. Четырёхскатные крышки ларцов откидывались, давая доступ к содержимому внутренних отделений. Ларцы покрывались сплошным металлическим кружевом, которое на фоне красной или зелёной слюды выглядело нарядно и дорого.

Шкатулка. XVIII век. Великий Устюг
Шкатулка. XVIII век. Великий Устюг

Шкатулка. XVIII век. Великий Устюг
Шкатулка. XVIII век. Великий Устюг

Украшались просечными накладками из металла и коробки поменьше. Сохранившиеся шкатулки и небольшие сундучки демонстрируют разнообразие используемых декоративных узоров. Преобладают растительные орнаменты, но встречаются и стилизованные изображения птиц, зверей, фигур женщин и сказочных существ.

Особой устюжской техникой украшения металла стал «мороз по жести». Морозные узоры получались при обработке раскалённого металла кислотой, но конкретные технологические приёмы мастера не раскрывали. В зависимости от условий обработки узоры могли иметь различные оттенки.

Шкатулка. Начало XX века. Великий Устюг
Шкатулка. Начало XX века. Великий Устюг

Шкатулки и сундучки также снабжались замочками, часто секретными или требующими определённой последовательности открывания. Некоторые шкатулки изготавливались с потайными ящичками, куда можно было спрятать ключи. Конечно, можно было открыть такую шкатулку относительно простыми силовыми приёмами, но если содержимое требовалось в целости, приходилось поломать голову над секретами устюжских мастеров.

Шкатулка. 1959 г. Автор Сосновский П.А.
Шкатулка. 1959 г. Автор Сосновский П.А.

Сегодня почти невозможно встретить настоящий сундук в городской квартире или на даче, сундуки ассоциируются с ушедшей стариной, с традициями забытого деревенского быта. И всё реже на столичных антикварных барахолках можно увидеть настоящие устюжские сундуки.

Шкатулка для украшений. XVIII век. Великий Устюг
Шкатулка для украшений. XVIII век. Великий Устюг

Т.Селянинова

Литература:
Великоустюжский музей-заповедник. Альбом-путеводитель по коллекциям народного искусства. Изд-во «Три квадрата», 2013. ISBN 978-5-94607-160-4



Следующая страница: Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Дерево



      • Главная   • Сундуки, коробки, шкатулки   • Сундуки и шкатулки Великого Устюга. Металл  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта