РукоделиеЛицевое шитьё Русская вышивка XVI-XVIII веков Русская вышивка XIX-XX веков Северное узорное вязание Русское народное ковроткачество Русский деревенский ковёр Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм Ручное узорное ткачество. XX век Русское кружево Русские центры изготовления кружева Вологодское кружево Вологодское кружево. Модные традиции Вологодское кружево. XX век Металлическое кружево Русские набивные ткани
| Рукоделие.
Шитьё, вышивка, вязание, плетение, ткачество.
Лицевое шитьё Лицевое шитьё - сложная техника создания изображений на ткани с помощью вышивки, золотого и серебряного шитья, жемчужного шитья, аппликации, и других различных приёмов рукоделия, с помощью которых создаются всевозможные ритуальные покровы, пелены, плащаницы, используемые в православных обрядах и церковной жизни. С помощью лицевого шитья создаются надгробные покровы с изображениями святых, пелены с различными иконографическими сюжетами для подвешивания под иконы, покровцы на церковные сосуды, плащаницы, повествующие об оплакивании Христа во гробе.
Русская вышивка XVI-XVIII веков Шитьем и вышивкой украшали предметы одежды и домашнего обихода. Они играли важную роль в быту и многих народных обрядах и праздничных ритуалах,что обуславливало характер и содержание вышитого орнамента, его композицию и расположение на украшаемом предмете. Круг вышитых предметов мало менялся со временем.
Русская вышивка XIX-XX веков Обилие в собрании Русского музея крестьянских вышивок XIX — ХХ вв. при наличии среди них неповторимых и оригинальных произведений позволяет представить все богатство и разнообразие сложившихся местных вариантов этого искусства, а также общие черты народного шитья Севера, средней и южной полосы Европейской России.
Северное узорное вязание Как самостоятельный вид орнаментального искусства узорное вязание получило большое распространение на Русском Севере. Здесь сложились типы геометрического орнамента, имеющие общие корни с традиционными мотивами узорного ткачества. Суровый климат края вызывал постоянную потребность в теплых шерстяных вещах, особенно в чулках и рукавицах. Им отводилась большая роль в обрядах. Девушки, готовя себе приданое, вязали до сорока пар рукавиц, чтобы в день свадьбы подарить их родне мужа.
Русское народное ковроткачество Русский народный ковёр - обширная и многоплановая тема, поскольку ковры (а также покрывала и одеяла, в ряде случаев также называвшиеся коврами, и половики, за таковые вовсе не считавшиеся) были любимы в народном быту, их активно создавали и использовали, ибо сам непростой климат подталкивал людей разного достатка и социального уровня обзаводится как функционально-значимыми коврами, так и красивыми украшениями интерьера.
Русский деревенский ковёр Разумно предположить, что эти деревенские ковры изготовлены в Центральной России в 1920-1930-е годы, во второй половине 1940-х они были перевезены в Подмосковье, какое-то время использовались, но недолго. Были убраны на чердак и пролежали там до момента обнаружения...
Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм Ручное ткачество в прошлом было одним из самых распространенных видов искусства. Каждая женщина умела и прясть, и ткать. Способы украшения тканей узорами были сложны и трудоемки. Ткацкий стан — это массивное деревянное сооружение с подножками, системой блоков и других приспособлений для разных видов тканья. Главная часть стана — рама с натянутыми ровными рядами нитями основы, которые переплетаются поперек нитями утка. Орнамент создается в самом процессе тканья, и исправить малейшую неточность рисунка невозможно: нити фона и узора образуют единую структуру. Поэтому способность ткачихи производить сложнейшие расчёты узоров ценится так же высоко, как природный вкус и фантазия.
Ручное узорное ткачество. XX век К началу XX века ручные производства начали стремительно исчезать, так как продукция механизированных фабрик была дешевле, а требования к парадным костюмам и эстетике бытовых предметов упростились. Фактически, уже в 1920-1930-е годы ручные производства сохранялись лишь силами отдельных энтузиасток, для которых ткачество являлось смыслом жизни и способом самовыражения. Отдельные мастерицы продолжали работать и во второй половине XX века, однако речи о промыслах и уже не шло, ручное ткачество стало художественным творчеством или увлечением.
Русское кружево Среди разных способов украшения тканей кружевоплетение выделяется особыми свойствами. Главное декоративное качество кружева — ажурность. На воздушном фоне, тонком, как паутинка, или замысловатом, звездчатом прихотливо вьется волнистая линия, разбросаны фигуры узоров. Они то плавно перетекают в ажурную решетку, то контрастно выделяются на ней. Важнейшее свойство кружева — выразительность орнаментального рисунка. Его линии подчеркнуты сканью — рельефными белыми или цветными нитями.
Русские центры изготовления кружева Активный рост русских кружевных промыслов начался во второй половине XVII веке, с распространением европейской галантной моды и повышением уровня жизни. Кружева стали обязательным элементом одежды и быта, что предопределило и увеличение предложения на рынке, и вовлечение в кружевное ремесло значительного числа женщин. Практически в каждой губернии сложилось по несколько центров кружевного промысла, в каждом из которых были свои техники и особенности.
Вологодское кружево Орнамент вологодского кружева отличается особым своеобразием. Линии его – плавные, текучие, мягко изгибающиеся. Даже геометрические узоры приобретают скругленные очертания. Рисунок узоров – обобщенный, условный, подчас в нем есть лишь намек на реальный прототип. Главное качество кружева – ажурность. Вологодские кружевницы создали множество прозрачных решеток, заполняющих фон между фигурами, делающих кружево похожим на морозные узоры, яблоневый сад, цветущий луг. В то же время его не назовешь легким, как паутинка: вологодскому кружеву, сплетенному из прочных льняных или хлопчатобумажных нитей, присущи плотность и весомость.
Вологодское кружево. Модные традиции Вскоре после свадьбы молодая надевала лучшее платье и несчетное количество рубах с богато разукрашенными подолами и шла на «перебаску». Женщины постарше и гостьи, рассматривая эти наряды, судили по ним о способности молодой к рукоделию. Но так как много рубах сразу не наденешь, дозволялось украшать себя только расшитыми или затканными бумажными нитями подолами (станами). Для удобства их носили как юбки – на поясе или вздержке.
Вологодское кружево. XX век Главной задачей кружевниц и художниц Вологды в послереволюционное время было создание новых орнаментов и форм кружевных изделий. Впервые в искусстве кружевоплетения появились изображения трактора, самолета, парашюта, гербов советских республик. Произведения 1930-х гг. - это небольшие салфетки и неширокие кружевные полосы с зубцами, иногда с фигурным верхним краем. Они отличаются не только своеобразием решения темы, но и миниатюрностью узоров, условностью и обобщенностью рисунка и тонкостью плетения.
Металлическое кружево В XVII – начале XVIII века вологодские мастерицы плели кружево из металлических (золотных) нитей – серебряных и позолоченных, сделанных либо из расплющенной проволоки, либо из тонкой шелковой нити, обвитой металлической нитью. Узкие и широкие полосы кружева с зубцами и без них (края, аграманты, прошвы) предназначались для украшения одежды, убранства домов, для церковных облачений. Искусство «металлического» кружева сохранялось в Вологодской губернии до начала XX века.
Русские набивные ткани В XVII в. набойка заменяла дорогие привозные ткани. Декоративные ткани с красивым рисунком широко использовали в качестве занавесей, скатертей, покрывал, шили из них и церковные одежды. Старинные набойки печатали с резных досок, сделанных из твердых пород дерева. В набивном деле счастливо соединилось искусство резчиков по дереву, достигавших умелого распределения фона и узора, с мастерством тканщиков. Орнамент набойки XVII в. сформировался в русле общего направления декоративного искусства этого времени. Ткани отличаются плоскостностью и большим разнообразием узоров.
Ткани, вышивки, текстиль на выставках
Тканое великолепие. Европейские шпалеры XVI-XVII веков Расцвет шпалерного ткачества в Европе XV-XVII веков объясняется общим подъёмом художественных промыслов и изменением эстетических требований к интерьерам. И не надо забывать, что дворцовые ансамбли нуждались в шпалерах как в защищащем от холода элементе внутреннего убранства. Холодные каменные стены замков и особняков не располагали к комфорту, в то время как плотные шпалеры создавали барьер для сквозняков, да и тактильно были намного приятнее.
Ткани Москвы в Музее Москвы Главное откровение, ожидаемое, но значимое в непосредственном наблюдении - огромное количество образцов и всевозможных рисунков, собранных в одном месте. Один ассортиментный альбом вмещает сотни вариантов. А на выставке собрана впечатляющая коллекция сотен альбомов, занимающих три немаленьких стены отдельной ниши. Стой, смотри, обалдевай...
|