Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


РукоделиеЛицевое шитьё
Русская вышивка XVI-XVIII веков
Русская вышивка XIX-XX веков
Северное узорное вязание
Русское народное ковроткачество
Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм
Ручное узорное ткачество. XX век
Русское кружево
Русские центры изготовления кружева
Вологодское кружево
Вологодское кружево. Модные традиции
Вологодское кружево. XX век
Металлическое кружево
Русские набивные ткани





Русские центры изготовления кружева

Достаточно долгое время кружевное плетение и сложные, тонкие рукодельные работы производились буквально считанными мастерскими, которые обслуживали великокняжеские и царские дворы, а также крупнейшие монастыри. Свидетельств широкого использования кружев в повседневном быту практически не сохранилось - прежде всего по причине эфемерности самого кружева. Тем не менее, и немногочисленные сохранившиеся образцы свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства монастырских и крепостных кружевниц. Дальнейшее бурное и повсеместное развитие кружевных промыслов опиралось, по всей видимости, на традиции и повседневные умения рукодельниц самых разных социальных слоёв.

Активный рост русских кружевных промыслов начался во второй половине XVII веке, с распространением европейской галантной моды и повышением уровня жизни, связанным с определённым подъёмом экономики Российской империи, в эпоху Екатерины Второй достигшей лидирующего положения среди государств цивилизованного мира. Кружева стали обязательным элементом одежды и быта, что предопределило и увеличение предложения на рынке, и вовлечение в кружевное ремесло значительного числа женщин. Практически в каждой губернии сложилось по несколько центров кружевного промысла, в каждом из которых были свои техники и особенности.

Со второй половины XVIII до середины XIX века кружевные промыслы переживали период яркого расцвета, изобретения новых техник, формирования различных эстетических направлений и стилей. Появление механизированных текстильных производств, а затем и изобретение способов механизированного, автоматизированного плетения кружев нивелировало стоимость кружевных работ, и с конца XIX века ручные промыслы стали угасать. К концу XX века кружевное плетение осталось уделом художниц-рукодельниц и любительниц этого вида рукоделия.

Галичское кружево (Костромская губерния)

Перевитые лентами гирлянды, изящные картуши, изгибающиеся ветви, олени, порхающие птицы - таков круг мотивов галичского кружева. В этих узорах нашел отражение стиль рококо с его прихотливыми линиями. Плотные фигуры орнамента обведены по контуру толстой шелковой сканью изысканных сочетаний зеленовато-голубого, розового, палевого, золотисто-коричневого, синего цветов.

Русское кружево. Конец полотенца. Конец XVIII века.
Конец полотенца. Конец XVIII века.
г. Галич Костромской губернии.
Государственный Русский музей

Ценный раздел собрания Русского музея составляют концы полотенец рубежа XVIII и XIX вв. — кружевные прошвы и края с цветными шелковыми лентами. Они выполнены в трудоемкой многопарной технике, где одновременно плетутся и фон, и узор.

Кружево из Торжка (Тверская губерния)

Узоры сцепного кружева XVIII в. обычно выкладывались плотной вилюшкой со сквозными просветами вместо фона. Таков фестончатый край с узором в виде пальметт. В нем петли вилюшки незаметно сцепляются, особым образом соединяются крючком. Отсюда и название кружева „сцепное". Прошва же — один из ранних образцов кружева, где получают развитие фоновые решетки.

Русское кружево. Прошва. Край. Конец XVIII века.
Прошва. Край. Конец XVIII века.
Торжок Тверской губернии.
Государственный Русский музей

Калязинское кружево (Тверская губерния)

Кружево XIX в. из Калязина Тверской губернии имеет характерные местные особенности. Среди изгибов льняной вилюшки горят красные, желтые, синие звездочки и решетки (ил. 200). Встречаются также фигурки петухов, изображения пестрых бабочек. Калязинское кружево с его наивной пестротой и незатейливостью облика привлекает особой теплотой, ориентацией на нарядность ежедневного быта.

Русское кружево. Конец полотенца. Край. Конец XVIII века.
Конец полотенца. Конец XVIII века.
Калязин Тверской губернии.
Государственный Русский музей

Елецкое кружево (Орловская губерния)

Елецкое кружево — многопарное, сложное и трудоемкое — возникло в подражание модным иностранным образцам, распространенным в России, но со временем приобрело чисто русские черты. Образное содержание кружевных узоров раскрывается разными средствами. Часто встречаются в кружеве изображения цветов, бутонов, листьев. Растительный орнамент приобретает изящество и отточенность рисунка и особую воздушность — в елецком.

Русское кружево. Пелерина. Фрагмент. XIX век.
Пелерина. Фрагмент. XIX век.
Орловская губерния.
Государственный Русский музей

Русское кружево. Оплёт носового платка. 1880-е годы
Оплёт носового платка. 1880-е годы.
г.Елец Орловской Губернии.
Государственный Русский музей

Оплет носового платка 1880-х гг. из Ельца Орловской губернии отличается пышностью цветочных узоров, сложностью форм крупных соцветий с ажурными серединами, разнообразием решеток фона.

Русское кружево. П.Г.Петрова. Скатерть. 1953
П.Г.Петрова. Скатерть. 1953.
г.Елец Липецкой области.
Государственный Русский музей

В 1950-е годы в Ельце начали плести и сцепное кружево. Одна из высококлассных мастериц-кружевний Ельца П.Г.Петрова в своем творчестве решала проблему использования особенностей орнамента старинных многопарных кружев в сцепном кружеве. Художница часто разрабатывала композиции круглых скатертей. Наиболее интересно раннее ее произведение, где листья и цветы венком окружают широкую кайму фона и словно отражаются в центральном круге. Эту скатерть отличает миниатюрность узоров, изящество композиции, разнообразие решеток фона.

Нижегородское кружево

Русское кружево. Деталь воротника. XIX век
Деталь воротника. XIX век.
Нижегородская губерния.
Государственный Русский музей

Воротник из серебристого шелка, отливающего металлическим блеском, — редкостное по красоте узоров, почти невесомое кружево. Подобные изделия плели в Балахне Нижегородской губернии.

В некоторых произведениях XVIII-XIX вв. белое льняное кружево сочетается с вышивкой. Это подзоры из Новгородской губернии, верхняя часть которых украшена ажурной белой строчкой, а нижняя представляет собой зубчатый кружевной край.

Захожское кружево (Петербурская губерния)

Захожье — центр кружевоплетения в Киришском районе Ленинградской области — стало известно лишь в 1930-е гг. благодаря научным экспедициям Русского музея и работам его сотрудника К.А.Большевой. В собрании захожского кружева Русского музея хранятся выдающиеся работы деревенских мастериц 1930 — 1970-х гг.

Русское кружево. К.И.Мохова. Салфетка. 1938
К.И.Мохова. Салфетка. 1938.
Киришский район Ленинградской области
Государственный Русский музей

Орнамент салфетки К.И.Моховой крупные цветы с широкими лапчатыми листьями — исполнен традиционными местными приемами плетения Прозрачные узоры разреженной вилюшки слегка размыты, мягко переходят в простую решетку фона.

Любимые узоры захожских кружевниц незамысловатые цветы-"круги", листья-"лапы", "курья лапа", "медвежья лапа". В них отражена глубокая связь с миром растений и животных, с размеренным ритмом жизни деревни. Некоторые исследователи полагают, что орнаментальные узоры кружев развивались с древнейших времён, и в них сохранились традиции языческой символики, тесно связанной с окркужающей средой.

Русское кружево. Е.Д.Звездина. Подзор Конница. 1940.
Е.Д.Звездина. Подзор "Конница". 1940.
Киришский район Ленинградской области.
Государственный Русский музей

Подзор "Конница" Е.Д. Звездиной — вершина творческих поисков захожских мастериц, в 1930-е гг. активно работавших над новыми современными решениями кружевных узоров Это первое в советском кружевоплетении изображение человека. Фигуры всадников силуэтами выделяются на прозрачном фоне, среди ветвей деревьев и звезд. Талантливая мастерица сумела передать романтическую атмосферу дозора, раскрыла страницу героической истории страны, не утратив особой непосредственности, свойственной захожскому кружеву.

Михайловское кружево (Рязанская губерния)

В городе Михайлове Рязанской губернии издавна плетут цветное кружево. Михайловское кружево особенное, его плетут без сколков, держа в памяти число переплетений. Главными его свойствами всегда были цветовое разнообразие и ювелирность плетения.

Вологодское кружево

Процесс создания вологодского кружева сложен и многотруден. Обычно он начинается с изготовления сколка рисунка на бумаге. Его накладывают на подушку — туго набитый валик. В определенные точки вкалываются булавки, от которых тянутся нити, намотанные на коклюшки. Быстро перекладывая деревянные палочки из одной руки в другую, кружевница переплетает нити, переставляет булавки в нужном порядке. Вологодское кружево исключительно конструктивно, в нем не может быть ни одной лишней нити.
Читайте отдельную статью на нашем сайте: Вологодское кружево

Кадниковское кружево (Вологодская губерния)

В отдаленных районах на северо-западе Кадниковского уезда Вологодской губернии плели плотное кружево с густой решеткой, с упругими завитками «кудрявой» скани. В окрестностях города Кадникова кружево было более ажурным, широким, с красивыми решетками необычного рисунка. Вполне возможно, что оно пришло в крестьянское искусство из помещичьих кружевных мастерских – девичьих, где в первой половине XIX века сотни крепостных мастериц плели тонкое кружево для белья и украшения одежды. К сожалению, такое кружево почти не сохранилось, оно исчезло вместе с «дворянскими гнездами».

Зато крестьянское кадниковское кружево на рубахах и полотенцах, юбках и подзорах убедительно показывает, сколь мощным был пласт местной художественной культуры, кадниковское кружево – не просто разновидность вологодского кружева. Оно включает в себя целый ряд самобытных очагов, имеющих собственные традиции плетения, узоры и фактуру кружева. Именно в окрестностях города Кадникова сохранились до начала XX века уникальные орнаменты многопарного кружева, которые в других центрах уже были утрачены.

Русское кружево. Деталь подола женской рубахи. Конец XIX века
Деталь подола женской рубахи. Конец XIX века.
Кадниковский уезд Вологодской губернии.
Государственный Русский музей

В Русском музее Кадниковское кружево XIX — начала XX в. представлено красочными женскими юбками и подолами рубах, в которых широкие полосы многопарного кружева крупного четкого рисунка сочетаются с яркими гарусными ткаными проставками. Наряду с геометрическим орнаментом, в нем встречаются условные изображения птиц, двуглавых орлов, выделенные толстой льняной или шерстяной сканью на фоне мелкой простой решетки. Кадниковское кружево плели для членов своей семьи, а не на продажу, и оно до начала ХХ в. сохранило характер крестьянского искусства и независимость от влияний моды.

Вятское кружево

Кружевной промысел в Вятке сложился под влиянием вологодских традиций и стилистики кружевоплетения. Тем не менее, в мотивах вятских кружев проследиваются свои региональные особенности. Сохраничшиеся образцы свидетельствуют о тончайшей работе вятских кружевниц, изысканность рисунков которых соперничала с орнаментами других центров кружевоплетения.

Русское кружево. Оплёт носового платка. XIX век
Оплёт носового платка. XIX век.
Вятская губерния.
Государственный Русский музей

Круглая скатерть "Петухи" выполнена в 1973 г. художницей из г. Кирова В.И.Смирновой. Фигурки птиц прорисованы выразительной линией, украшены рельефными элементами, дополнены пышной цветочной каймой. Произведение Смирновой — пример творческих исканий кировских кружевниц. Четкость и вместе с тем прихотливость рисунка, богатство фактуры традиционные качества кружев этого центра.

Русское кружево. В.И.Смирнова. Скатерть Петухи. 1974
В.И.Смирнова. Скатерть "Петухи". 1974.
г.Киров.
Государственный Русский музей

Литература:
М.А.Сорокина. Кружево. - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.



Следующая страница: Вологодское кружево



      • Главная   • Рукоделие   • Русские центры изготовления кружева  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта