Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


РукоделиеЛицевое шитьё
Русская вышивка XVI-XVIII веков
Русская вышивка XIX-XX веков
Северное узорное вязание
Русское народное ковроткачество
Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм
Ручное узорное ткачество. XX век
Русское кружево
Русские центры изготовления кружева
Вологодское кружево
Вологодское кружево. Модные традиции
Вологодское кружево. XX век
Металлическое кружево
Русские набивные ткани





Вологодское кружево

С конца XVIII века кружевной промысел начал развиваться и в самой Вологде, и в уездах – Вологодском, Кадниковском, Грязовецком (в настоящее время Вологодский, Сокольский, Харовский, Усть-Кубенский районы). Орнамент вологодского кружева отличается особым своеобразием. Линии его – плавные, текучие, мягко изгибающиеся. Даже геометрические узоры приобретают скругленные очертания. Рисунок узоров – обобщенный, условный, подчас в нем есть лишь намек на реальный прототип. Главное качество кружева – ажурность. Вологодские кружевницы создали множество прозрачных решеток, заполняющих фон между фигурами, делающих кружево похожим на морозные узоры, яблоневый сад, цветущий луг. В то же время его не назовешь легким, как паутинка: вологодскому кружеву, сплетенному из прочных льняных или хлопчатобумажных нитей, присущи плотность и весомость.

Излюбленный материал вологодских кружевниц – лен. То неотбеленный, «суровый», то белоснежный, он обладает блеском и упругостью настоящего шелка (недаром его часто называют «северным шелком»). Кружево из льна долговечно и красиво. Современное кружево плетут также из хлопчатобумажных нитей, реже – из шелковых, иногда добавляя металлические нити (метанит и люрекс).

Вологодское кружево. Деталь подзора. XVIII век.
Деталь подзора. XVIII век.
Вологодская губерния.
Государственный Русский музей

В Вологодской губернии издавна плели и многопарные кружева, и сцепные, причем в каждом уезде кружево имело собственный характер – различались инструменты кружевниц и манера плетения. Например, на юго-западном берегу Кубенского озера, в большом селе Кубенское, кружевницы плетут на больших подушках широкое кружево, крупные изделия и при этом работают энергично, размашистыми движениями. Кружевницы же из окрестностей села Устье, что на восточном берегу Кубенского озера, работают на маленьких аккуратных подушках, плетут узкие изящные кружева, перебирая коклюшки легкими движениями кистей рук. Даже названия узоров – «устьянская терка», «прикубенский» – говорят о местных особенностях кружева.

Ажурная строчка и так называемое «вологодское стекло» (местное игольное кружево) прекрасно «уживаются» с плетеным кружевом, создают с ним единое целое – уникальный праздничный предмет, гордость девушки-невесты. В свадебных вологодских подзорах встречается и широкое многопарное кружево с замысловатым геометрическим узором, и сцепное, с прихотливо вьющейся тесьмой – вилюшкой. Ее изгибы складываются в стилизованные цветочные узоры, орнаменты, розетки, иногда среди них помещаются условно изображенные фигуры птиц или животных.

В те времена сцепное кружево не имело столь богатых ажурных решеток, какие были созданы в XX веке, и густые петли плотной вилюшки, ровные или с рельефной толстой нитью, причудливо извивавшейся по краю или по середине вилюшки, соединялись простыми цепочками-плетешками или решетками самого непритязательного рисунка. Но иногда эти решетки плели из цветного шелка нежных оттенков, отчего кружево приобретало поистине драгоценный вид.

Вологодское кружево. Конец полотенца. XVIII век.
Конец полотенца. XVIII век.
г.Белозерск Новгородской губернии.
Государственный Русский музей

В XVII – начале XVIII века вологодские мастерицы плели также кружево и из металлических (золотных) нитей. Среди кружев в собрании Русского музея богатством растительного орнамента выделяется конец полотенца XVIII в. из Белозерска. Мощные формы растительных узоров подчеркнуты рельефной линией витой скани по центру вилюшки, миниатюрными решетками из цветных шелковых и металлических нитей. Кружевницы Белозерска, несомненно, выполняли заказы для храмов и монастырей, которые активно развивались и росли на вологодской земле, прежде всего для Ферапонтова Белозерского и Кирилло-Белозерского монастырей. Кружевной промысел был тесно связан с вышивальным и золото-шитейным.

Вологодские кружева продавались на еженедельных базарах по четвергам в большом селе Кубенское, а в другие дни – на Благовещенском базаре в Вологде. Благовещенский базар был одним из самых известных в городе. В местных газетах о нем писали как о месте, куда «...нужда гонит несчастных старичков и старушек в холод и непогоду для того, чтобы выручить несколько копеек за свою 2 – 3-дневную работу». Энергичные скупщицы закупали там огромные партии кружевных изделий. Благодаря им кружево расходилось по всей стране.

Заниматься скупкой и продажей вологодского кружева не гнушались и лица, обладавшие известным положением в обществе. Кружевоплетение считалось ремеслом почтенным и доходным. Даже люди обеспеченные учили детей плести кружево «в виде праздного занятия». Круглый год работали вдовы и семейства отставных чиновников. А прежде всего плело «все население чердаков и подвалов». В крестьянских семьях девушки зарабатывали кружевоплетением на модные наряды.



Следующая страница: Вологодское кружево. Модные традиции



      • Главная   • Рукоделие   • Вологодское кружево  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта