Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
РукоделиеЛицевое шитьё Русская вышивка XVI-XVIII веков Русская вышивка XIX-XX веков Северное узорное вязание Русское народное ковроткачество Русский деревенский ковёр Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм Ручное узорное ткачество. XX век Русское кружево Русские центры изготовления кружева Вологодское кружево Вологодское кружево. Модные традиции Вологодское кружево. XX век Металлическое кружево Русские набивные ткани | Русские набивные тканиКоллекция набивных тканей и набойных досок в Государственном Русском музее насчитывает более двух с половиной тысяч произведений. Собрание набойки XVII и XVIII вв. в основном сложилось в конце 1930-х гг., когда из Государственного Эрмитажа и Кустарного музея было передано около двухсот редчайших экспонатов. В 1940-е гг. в музей поступили уникальные фрагменты набивных тканей из частных коллекций. В 1970-е гг. ценным вкладом в собрание явились набойная доска XVII в., набивные ткани XVIII в. с изображением всадника и приобретенный в 1977 г. сарафан из кубовой набойки, украшенный галунами, шитьем и позументом. Большую часть коллекции составляет крестьянская кубовая набойка и доски XIX в. Этот раздел из года в год пополняется экспедиционными находками.
В XVII в. набойка заменяла дорогие привозные ткани. Декоративные ткани с красивым рисунком широко использовали в качестве занавесей, скатертей, покрывал, шили из них и церковные одежды. Старинные набойки печатали с резных досок, сделанных из твердых пород дерева. В набивном деле счастливо соединилось искусство резчиков по дереву, достигавших умелого распределения фона и узора, с мастерством тканщиков. Орнамент набойки XVII в. сформировался в русле общего направления декоративного искусства этого времени. Ткани отличаются плоскостностью и большим разнообразием узоров.
На одной из набойных досок вырезан рассчитанный на раппортное повторение асимметричный узор в виде трех крупных побегов с завитками, ритмически тяготеющими к центру. Орнамент как бы распластан на поверхности доски. Свободное расположение трав подчеркнуто геометрической правильностью диагональных порезок фона. Побеги с цветами вырезаны контуром: на ткани с этой доски должен был отпечататься сам узор, для которого в XVII в. чаще всего использовали черную краску. В других случаях набивался фон, а орнамент оставался неокрашенным. Затем он подцвечивался от руки в несколько красок. В книге товарных расходов московских царей можно найти названия любимых в те времена оттенков: червчатый, лазоревый, багрецовый, кирпичный, лимонный. Художники XVII в. пристрастны к крупным и пышным формам. Ткань заполнялась изображением огромных фантастических цветов с мясистыми стеблями, массивными лепестками и большими тычинками. Мощные орнаментальные формы подчеркнуты крупной штриховкой. Пространство между ними густо покрыто более мелкими цветами. Народные мастера охотно обращались к природным формам растений. Древние названия, определяющие тип орнаментального рисунка, — „репейчатый", „травчатый", „лапчатый", „дороги" — говорят о связи с природой. Иногда рисунок тканей напоминает драгоценные итальянские бархаты. Однако привозные образцы всегда перерабатывались в соответствии с народными вкусами.
Графическое совершенство орнаментики XVII в. особенно ярко проявилось в двухцветной сине-черной набойке. Нарядный и пышный узор отличается редкой четкостью прорисовки деталей. Условные формы растений сочетаются с более конкретными. Плоды граната, многолепестковые цветы типа гвоздик и ромашек, барочные завитки густо покрывают поле холста. Благодаря изысканному сочетанию сдержанного синего тона узора с черным фоном набойка приобретает характер драгоценной ткани. Иные принципы построения орнамента прослеживаются на другой набойной доске XVII в. Растительный мотив сочетается с геометрическим, поле доски разбито на клетки с круглыми розетками на стыках углов. Пространство каждой клетки заполнено изображениями гвоздик. Фон углублен, а выпуклыми остаются силуэты цветов, розетки и точечные линии перегородок. Несмотря на то что мотив многократно повторяется, он не кажется монотонным резьба сохраняет неуловимую прелесть ручной работы.
Изменения, происходившие в искусстве в XVIII в., коснулись и русской набойки. Укрупненные и уравновешенные формы растительного орнамента сменяются более легкими и изящными. Набойная доска XVIII в. еще сохраняет традиции прошлого. В частности, фон цветочного орнамента сплошь заполнен косыми порезками. Но орнамент становится тоньше. Мастер уже не стремится к монументальной цельности крупных форм, он разрабатывает внутреннюю поверхность бутонов и листьев, детализирует лепестки и тычинки цветов, придает большое значение изящному контуру. Штриховка фона становится более мелкой. Изображение цветка гвоздики отвечает теперь новым эстетическим требованиям: утонченный рисунок как бы передает незащищенность лепестков, нежных ростков и хрупких стеблей.
Мастера XVIII в. привлекает изящный силуэт графически тонкого набивного рисунка на поверхности полотна. Большое значение приобретает контур, напоминающий росчерк пера. Зачастую узоры набивают заварными, а не масляными красками и не на льняной холст, а на хлопчатобумажные тонкие ткани, иногда иностранного производства. Узор объединяется прихотливым ритмом гибких линий движения стебля, который организует композицию. Вкусы XVIII столетия обусловили изменение технических приемов: для достижения тончайшей прорисовки узора резьбу на досках стали все чаще дополнять, а затем и заменять металлическими вставками в виде полосок и гвоздиков — это позволяло добиваться не только утонченности, но и большей пластичности орнаментальных линий. Технические достижения привели к созданию сложных по колориту и рисунку тканей. Быстро развивающаяся ситценабивная промышленность в крупных центрах набивного дела вытеснила народную набойку из города. В XIX в. в народной среде была распространена кубовая набойка. Ее производством занимались деревенские „синильщики", а набойными досками торговали на всех крупных ярмарках. Доски стали делать небольшого размера. Узоры на них отличаются разнообразием растительных, геометрических мотивов, нередки изображения птиц. Композиции орнамента обычно сводятся к простейшему чередованию нескольких элементов по горизонтали, вертикали или в шахматном порядке.
Иногда орнаментальный сюжет подсказан новыми явлениями действительности. Так, на одной набойной доске, наряду с традиционным в народном искусстве образом дерева, изображен паровоз - чудо техники XIX в.
Синяя кубовая набойка широко использовалась на Севере и в центральных областях России не только для одежды, но и как декоративная ткань. Одним из интересных экспонатов музея является большая рязанская скатерть. Ее композиция напоминает накрытый стол. В центре орнаментальная розетка, обрамленная изображением птиц с ветвями в клювах. А вокруг как бы „расставлены" рыбные блюда и приборы на двенадцать человек. Этот сложный рисунок исполнен с нескольких досок.
Представить, как это делалось, можно по доске с аналогичным узором. Узор покрывали вапой - особым составом, предохраняющим от красителя, и отпечатывали на холсте, а затем окрашивали ткань в синий цвет в специально приспособленном для этого кубе. Защищенный вапой орнамент при этом оставался белыми.
Художественным своеобразием выделяется кубовая набойка северных губерний России. Ее зачастую по-прежнему печатали с больших деревянных досок. Богатство народной орнаментики наглядно представлено на оригинальных рекламах мастеров-набойщиков — так называемых „заказниках". Более шестидесяти различных узоров украшают эту ткань глубокого и ровного синего тона. Здесь и простые геометрические мотивы, и многочисленные варианты растительных форм, и изображения птиц, которые решены плоскостно и орнаментально. Спокойный ритм их расположения и плавные контуры придают композиции равновесие.
В результате научных экспедиций в Архангельскую и Вологодскую области в музее сложилась большая коллекция северных сарафанов из кубовой набойки. Один из них интересен необычным узором из вазонов с цветами и сидящих птиц. Узор и фон северных набивных тканей часто объединены оранжевыми пятнышками — „горохами", смягчающими контраст темного фона и светлого рисунка и оживляющими цветовое решение ткани.
Набойка, выполненная в начале ХХ в. мастером из пинежской деревни, отличается строгостью ритмического построения композиции. Розетки с остроконечными листьями, яркие горошки и белые кружки составляют ее скромный, но нарядный и выразительный орнамент.
О резчиках набойных досок и владельцах крестьянских набоечных мастерских мало что известно. Некоторые отрывочные сведения можно почерпнуть из материалов экспедиций и старых земских архивов. Более других изучен красильно-набивной промысел Костромской губернии. Исключительные по своим декоративным и техническим качествам ткани делали в костромской мастерской П.П. Бочарова, применившего новшества в производстве кубовой набойки. Ткани из этой мастерской отличаются большой живописностью, мягкостью цветовых переходов и богатством оттенков. Используя только естественные красители, мастера достигали впечатления многокрасочности и нарядности тканей.
Кубовая набойка существовала в русской деревне вплоть до 1930-х гг. Она свидетельствует о высоком мастерстве народных художников, их умении лаконичными средствами, с помощью нескольких орнаментальных элементов и всего двух-трех красок создавать бесконечное множество вариантов декоративных композиций. Древнее искусство ручной набойки с ее живым и разнообразным красочным узором является богатым наследием, представляющим и ныне большую художественную ценность. М. В. Плотникова Литература:
купить ткань интерлок в Москве Заказать римские шторы онлайн |
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |