Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


РукоделиеЛицевое шитьё
Русская вышивка XVI-XVIII веков
Русская вышивка XIX-XX веков
Северное узорное вязание
Русское народное ковроткачество
Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм
Ручное узорное ткачество. XX век
Русское кружево
Русские центры изготовления кружева
Вологодское кружево
Вологодское кружево. Модные традиции
Вологодское кружево. XX век
Металлическое кружево
Русские набивные ткани





Металлическое кружево

Металлическим кружевом обычно называют кружевные работы, выполненные из металлизированных нитей, в том числе золотых и серебряных. Основу, обычно из прочного льна или шёлка, обвивали тончайшей металлической проволокой - и получался особый материал, который в готовом изделии играл цветными металлическими цветами, а также придавал прочность всему изделию или отдельным его частям. Иногда обвивание тончайшей проволокой производили уже после создания кружевного полотна, в этом случае выделялись особо значимые фрагменты художественной композиции.

Техника металлического кружева известна с достаточно древнего времени. В России вышивка металлизированными нитями и золотое шитьё были весьма развиты в монастырских мастерских, которые создавали предметы культа и одежды священников. В середине XVIII века, когда вырос спрос на красивую одежду в среде не только аристократов, но и представителей мелкочиновничьей городской среды, ремесленничества, купечества, часть монастырских мастериц могла работать "на сторону", выполняя кружевные работы на заказ, для продажи на рынке или для домашнего обихода. Вероятно, это способствовало и распространению техники металлического кружева.

В то же время в Европе получила развитие техника испанского шитого кружева или филигранного гипюра. Такие металлические кружева отличаются видом сырья. В шитом кружеве основной элемент «биза» — прочная натуральная шелковая или льняная нить, на которую наматывается тонкая шелковая нить или металлическая проволочка. Основа придает нити необходимую гибкость. Выполнение каждого фрагмента начинают с середины контуры (не по краю, а в средней части фрагмента) прокладывают стебельчатым швом («назад иголку»). По стебельчатому контуру прокладывают двойную металлизированную нить, которую затем закрепляют петельными стежками цветного шелка, прокладываемыми не плотно, а с промежутками, чтобы металлическая нить была видна. Свободное пространство внутри фрагмента покрывают спиральными стежками металлической нити. Кружева этого вида не бывают белыми — они цветные, золотые или серебряные. Весьма возможно, что русские металлические кружева в той или иной степени вошли в моду под влиянием европейского расцвета галантной моды, в которой кружева играли заметную и важную роль.

В XVII – начале XVIII века вологодские мастерицы плели кружево из металлических (золотных) нитей – серебряных и позолоченных, сделанных либо из расплющенной проволоки, либо из тонкой шелковой нити, обвитой металлической нитью. Узкие и широкие полосы кружева с зубцами и без них (края, аграманты, прошвы) предназначались для украшения одежды, убранства домов, для церковных облачений. Причём искусство металлического кружева сохранялось в Вологодской губернии до начала XX века. Например, кружевница А. Лямина из села Устье в 1913 году на выставке в Петербурге показала священническое облачение и митру из серебряных кружев.

Металлическое кружево. Прошва. XVIII век
Прошва. Металлическое кружево. XVIII век.
Государственный Русский музей

В собрании Русского музея есть произведения в технике металлического кружева, исключительные по художественным достоинствам. Одно из них — широкая прошва с изображениями птиц, распростерших крылья, и зверей, помещенных в изгибах пышной ветви. Потемневшая металлическая проволока, обвивавшая шелковую нить, из которой плели кружево, сохранилась не полностью, но ажурный орнамент отчетлив. Этот образец выделяется среди кружев с более густым плетением, сочетающим гладкие, блестящие волнистые полосы — так называемую "речку" и матовые решетки. В узорах аграманта и края, соединенных шелковой лентой, чередуются золотые и серебряные нити, яркая расплющенная проволока. В этих произведениях еще сохраняется связь с искусством Древней Руси.



Следующая страница: Русские набивные ткани



      • Главная   • Рукоделие   • Металлическое кружево  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта