Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


РукоделиеЛицевое шитьё
Русская вышивка XVI-XVIII веков
Русская вышивка XIX-XX веков
Северное узорное вязание
Русское народное ковроткачество
Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм
Ручное узорное ткачество. XX век
Русское кружево
Русские центры изготовления кружева
Вологодское кружево
Вологодское кружево. Модные традиции
Вологодское кружево. XX век
Металлическое кружево
Русские набивные ткани





Лицевое шитьё

Из собрания Сергиево-Посадского историко-художественного музея-заповедника

Лицевое шитьё - сложная техника создания изображений на ткани с помощью вышивки, золотого и серебряного шитья, жемчужного шитья, аппликации, и других различных приёмов рукоделия, с помощью которых создаются всевозможные ритуальные покровы, пелены, плащаницы, используемые в православных обрядах и церковной жизни. С помощью лицевого шитья создаются надгробные покровы с изображениями святых, пелены с различными иконографическими сюжетами для подвешивания под иконы, покровцы на церковные сосуды, плащаницы, повествующие об оплакивании Христа во гробе. В отличие от икон эти произведения создавались руками женщин, проявлявшими себя при этом настоящими художницами. Правда, рисунок изображений обычно намечали иконописцы. Среди этих произведений есть совершенно уникальные памятники, прочно вошедшие в историю русского искусства.

В Сергиево-Посадском историко-художественном музее сложилась уникальная коллекция лицевого шитья, что определялось самим порядком формирования музея, куда попали ценности Троице-Сергиевой лавры. Многие экспонаты являются не только значимыми произведениями прикладного искусства, но и историко-культурными реликвиями. Вклады в лавру делали как цари и аристократы, так и купцы, мещане, ремесленники и крестьяне. Невероятные по техническому совершенству произведения лицевого шитья занимали среди них значительное место. Часть феноменальных по технике исполнения и художественному совершенству покровов и пелен были созданы в самом монастыре.

Покров с изображением Сергия Радонежского
Покров с изображением Сергия Радонежского. Фрагмент
1420-е годы.
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Шитый шелком надгробный покров с изображением Сергия Радонежского относится к 20-м годам XV века. Сергий стоит во весь рост, в строгой монашеской одежде. У него очень характерное аскетическое тонкое лицо мудрого старца, впалые щеки. Сосредоточенно смотрят на зрителя слегка косящие глаза. Вышивальщицы сумели передать в этом своеобразном средневековом портрете не просто канонический образ святого, а реальную историческую личность, хорошо известную нам по летописям и «житию» Сергия, составленному Епифанием Премудрым. Покров с изображением Сергия был сделан в одной из лучших княжеских мастерских, где могли в то время работать самые знаменитые художники, таким, как Андрей Рублев.

Шитая пелена «Святые и праздники»
Шитая пелена «Святые и праздники»
Мастерская Софьи Палеолог. 1499.
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

В великокняжеской мастерской «замышлением и повелением» Софьи Палеолог, жены Ивана III, была исполнена в 1499 году другая известная пелена с изображениями святых и праздников. Пелена выглядит очень красочно. Она шита разноцветными шелками, а местами серебряными и золотыми нитями. По одеждам разбросаны, как мозаика, многоцветные крапинки.

Изображения на пелене подобраны с определенным смыслом. Кроме иконографических сюжетов, связанных с монастырем («Троица» и «Явление Богоматери Сергию»), на пелене помещены своеобразные портреты московских митрополитов, святые каждого из членов семьи Ивана Ш и праздничные сюжеты, связанные с определенными, памятными для великокняжеской семьи днями. Вполне возможно, что идея этой пелены отражает борьбу за престолонаследие потомков Ивана Ш от его первой жены тверской княгини Марии и сторонников сына Софьи Палеолог Василия III.

Как и большинство произведений древнерусского шитья, пелена Софьи Палеолог является не только выдающимся образцом искусства, но и своеобразным документом истории.

Высоким образцом искусства является маленькая пелена XV века «Успение Анны». На белом фоне пятиглавого храма изображено погребальное шествие. Согбенные фигуры выделяются на белой стене храма лишь силуэтами. Но мастерицы сумели передать в них скорбь людей, идущих за гробом. Пелена эта отличается прекрасно найденной композицией и большой эмоциональной напряженностью.

Шитая пелена «Чудо архангела Михаила в Хонах»
Шитая пелена «Чудо архангела Михаила в Хонах»
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

На пелене «Чудо архангела Михаила в Хонах» на фоне красной камки (итальянская шелковая материя) изображен одношлавый храм с полосатой кладкой. У храма стоит сгорбленный старец Архип. Он наблюдает за чудом, свершаемым архангелом Михаилом: ударяя копьем в скалу, он спасает храм от потопления его язычниками. Прекрасно вышита фигура архангела. Его светло-зеленые одежды развеваются от мощного удара, правая рука и крыло высоко подняты. Отлично передано удивление старого служителя храма Архипа. По краю пелены вышита церковная песнь. Эта надпись является также и композиционным завершением пелены.

Шитьем разноцветными шелками переданы на пелене XV века сложные композиции «Троицы» и «Праздников». Центральная композиция «Троицы» повторяет знаменитую «Троицу» Андрея Рублева, отличаясь от нее лишь колористическим решением. С большим мастерством вышиты изящные узкоплечие фигуры ангелов. Размещенные по краю пелены «Праздники» служат как бы живописной каймой для центральной композиции. Эта пелена является в собрании музея одним из наиболее совершенных произведений лицевого шитья XV века.

В конце XV века влияние живописи школы Дионисия прослеживается и в лицевом шитье. Известно, что по рисунку Дионисия или мастера из его ближайшего окружения был создан ряд шитых пелен для городского собора в Волоколамске. Одна из этих пелен — «Похвала Богоматери» (1510 год) хранится в настоящее время в музее-заповеднике. В основном собрании музея имеется также шитая шелком пелена начала XVI века с изображением Николы. Эта пелена отмечена большим изяществом, столь характерным для школы Дионисия. Изображение Николы вышито на тонком шелку брусничного цвета и окаймлено надписью вязью, передающей церковную песнь.

В собрании музея есть интереснейшее произведение шитья, исполненное новгородскими мастерицами,— покров на престол с изображением распятия. По краю покрова вышита надпись о вкладе этой вещи новгородской боярыней Анастасией Овиновой в 1514 году. Это один из памятников борьбы Москвы с Новгородом. Семья Овиновых принадлежала к группе сторонников московской ориентации в Новгороде, которые противопоставили себя представителям новгородского боярства, пытавшимся опереться на Литву. Рисунок для вышивальщиц покрова, по-видимому, не случайно был сделан мастерами московского князя Андреем Мыведоном и Аникой Григорьевым Кувекой. Покров исполнен в неярких пастельных тонах, что вообще необычно для подобных вещей московских мастеров. Очевидно, новгородские вышивальщицы проявили свои вкусы как в колорите шитья, так и в орнаментальном обрамлении композиции в целом.

Шитая пелена «Явление Богоматери Сергию c праздниками»
Шитая пелена «Явление Богоматери Сергию c праздниками»
Московская великокняжеская мастерская. 1525.
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

В московской великокняжеской мастерской была выполнена в 1525 году пелена, шитая разноцветными шелками, золотом и серебром, с изображением «Явления Богоматери Сергию» и «Праздников». Удивительная красочность пелены, сложное композиционное решение — пелена содержит 19 самостоятельных сюжетов — свидетельствуют об участии в этой работе выдающихся художников-иконописцев и искусных мастериц. Надпись на пелене рассказывает, что она была вложена в Троицкий монастырь московским великим князем Василием Ш и его женой Соломонией Сабуровой с молением «о чадородии». Князь не имел детей, а отсутствие наследника грозило возобновлением прежних междоусобиц. И не случайно на пелене подобраны сюжеты с изображениями тем рождества и Богоматери. Таким образом, эта пелена также интереснейший исторический памятник последнего периода великокняжеской Москвы.

Плащаница Старицких
Плащаница
Мастерская князей Старицких. 1561.
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Лучшее произведение шитья середины XVI века - плащаница 1561 года, выполненная в мастерской князей Старицких. В надписи на плащанице сказано, что она сделана на «воспоминание последнему роду». Имеется в виду угасавший в эпоху опричнины последний род удельных князей Старицких — ближайших родственников Ивана Грозного. Вкладчик плащаницы, Владимир Андреевич Старицкий, был отравлен по приказу Ивана Грозного, а его мать Ефросинья, участвовавшая во всех политических интригах сына, по преданию, была заморена «в дыму». И совершенно не случайно в художественной композиции так сильна тема жизненной скорби. Особенно выразительны группа рыдающих женщин, рвущая на себе волосы Мария Магдалина, склонившаяся над Христом скорбная Богоматерь. Справа от них стоят у гроба Иоанн и Никодим. Вся эта сцена передана с такой психологической напряженностью, что невольно вспоминается трагическая судьба самих Старицких.

Плащаница Старицких отличается совершенно виртуозной техникой шитья шелковыми, золотыми и серебряными нитями, разнообразием орнамента, классическим шрифтом древней вязи в церковной песне, вышитой по краю. Это замечательное произведение служило впоследствии образцом, по которому создавали подобные композиции и в других мастерских.

Превосходные произведения шитья в начале XVII века создавались в годуновских мастерских. Искусной вышивальщицей была дочь Бориса Годунова Ксения. Есть вполне вероятное предположение, что Ксения Годунова вышила пелену с изображением «Троицы» и индитию (одежда на жертвенник). Пелена «Троица» шита золотыми, серебряными и шелковыми нитями. Изображения ангелов по контуру обнизаны жемчугом, а по краю пелена обрамлена серебряными золочеными фигурными дробницами, также обнизанными жемчугом. Лики ангелов вышиты настолько тонко, что стежки шелка едва видны и кажутся нарисованными красками.

Жемчужная пелена «Крест на Голгофе»
Жемчужная пелена «Крест на Голгофе»
Мастерская Годуновых. 1599.
Вклад в Троице-Сергиев монастырь Бориса Годунова
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Исключительно красива композиция «Предста царица» на индитии Ксении Годуновой, где Богоматерь, Иоанн Предтеча, коленопреклоненные Сергий и Никон как бы умоляют разгневанного Спаса. Вся композиция шита разноцветными шелками с применением золотых и серебряных нитей, среднего и мелкого жемчуга. Фоном для изображения служит испанский петельчатый бархат.
Непосредственным поводом для шитья индитии могло быть трагическое событие в судьбе Ксении Годуновой. В Москве внезапно умер ее жених, датский принц Иоанн. Во время его болезни семья Годуновых приезжала в Троицкий монастырь, в связи с чем, возможно, и были преподнесены эти вклады.

Произведения древнерусского лицевого шитья в XVII веке приобретают черты большой условности. Здесь уже нет оснований говорить об индивидуальной характеристике в образах «святых», изображенных на покровах и пеленах. Типичным образцом шитья этого времени является надгробный покров с изображением Никона Радонежского — вклада царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета Никитича в 1633 году. Лик Никона трактован условно. Вся фигура выглядит плоскостной и статичной. Но техника шитья все еще поражает виртуоз1ocTbIo, плотным наложением шелковых нитей, что становится похожим на более развитую к этому времени тех= нику болотного шитья. С большим мастерством переданы надписи сложной вязью.

Покров с изображением Сергия Радонежского
Покров с изображением Сергия Радонежского
Мастерская Строгановых. 1666.
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

В XVII веке особенно искусные произведения шитья выходили из мастерской Строгановых. В экспозиции музея представлены два покрова (1666 и 1671 годов) с изображениями Сергия — вклада Строгановых. Покровы отличаются изумительной техникой болотного шитья. Одежды Сергия шиты золотом и серебром «в прикреп» разноцветными шелками. В зависимости от характера и цвета прикрепы образуется разнообразный орнамент болотного шитья. На покрове 1671 года болотное шитье сочетается с обнизью жемчугом и с украшением драгоценными камнями. Лики на строгановских покровах, хотя и наделены чертами условности в стиле своего времени, шиты более тонко, чем на произведениях, вышедших из других мастерских.

Покров с изображением Сергия Радонежского
Покров с изображением Александра Невского
Мастерская Строгановых.
Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник

Уникален образец шитья, вышедший из мастерской Строгановых, — покров с изображением Александра Невского. Знаменитый полководец представлен мертвым, в монашеской одежде, с закрытыми глазами, в руке у него развернутый свиток. Лик Невского шит плотно наложенными стежками шелка, а одежды — золотом и серебром «в прикреп». Изображение напоминает монументальные стенные росписи.


Источники:
 • Загорский (Сергиево-Посадский) историко-художественный музей-заповедник. Серия "По музеям и выставкам Москвы и Подмосковья". М., изд-во "Московский рабочий", 1968.
 • Троице-Сергиева Лавра. История и архитектурный комплекс
 • Сергиево-Посадский музей-заповедник. Иконы XIV-XVII веков
 • Древнерусское шитьё из собрания Владимиро-Суздальского музея-заповедника





Следующая страница: Русская вышивка XVI-XVIII веков



      • Главная   • Рукоделие   • Лицевое шитьё  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта