Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


РукоделиеЛицевое шитьё
Русская вышивка XVI-XVIII веков
Русская вышивка XIX-XX веков
Северное узорное вязание
Русское народное ковроткачество
Русский деревенский ковёр
Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм
Ручное узорное ткачество. XX век
Русское кружево
Русские центры изготовления кружева
Вологодское кружево
Вологодское кружево. Модные традиции
Вологодское кружево. XX век
Металлическое кружево
Русские набивные ткани
МодаРусский женский костюм в различных губерниях
В театр с веером и биноклем
Мода середины XX века. Каталог Hayes Proportion-ized Fashions


Вологодское кружево. Модные традиции

В Вологодском музее-заповеднике, основой которого стал Кустарный музей Вологодского губернского земства, хранится множество прекрасно оформленных альбомов с образцами мерных кружев и вставок для одежды. Скорее всего, подобные узоры, отмеченные явным влиянием стиля модерн, – изящные вариации на темы цветов, бантов, бабочек и стрекоз, а также удивительно тонкие мерные кружева, оплеты носовых платков и салфеток – попали в вологодское кружево именно через Мариинскую практическую школу кружевниц.

При этом существовал мощный пласт подлинно народных узоров, которыми пользовались тысячи мастериц, по-своему их перерабатывая и приспосабливая к форме изделия. В конце XIX – начале XX века в губернии выполнялось огромное количество шарфов, косынок, пелерин, наколок и других предметов из черного или золотисто-кремового шелка с разнообразными узорами.

Описывая одежду крестьянок в конце XIX века, современники отмечают их «непомерное щегольство», желание нарядиться в городские платья модных фасонов из шелковых и шерстяных тканей, в пальто с меховыми воротниками.

Вместе с тем жительницы многих уездов Вологодской губернии, и прежде всего Кадниковского уезда, носили старинную крестьянскую одежду – рубахи «подольницы», юбки, богато украшенные кружевом и узорным ткачеством. Белоснежное многопарное кружево дополнялось яркими цветными нитями (сканью), перекликавшимися со звучными красками узорчатой ткани. Рубахи с нарядными подолами часто надевали во время сенокоса и других сельскохозяйственных праздников. Их так и называли «покосницы».

С. А. Давыдова – исследователь вологодского кружева - описывает один из местных вологодских обычаев: вскоре после свадьбы молодая надевала лучшее платье и несчетное количество рубах с богато разукрашенными подолами и шла на «перебаску». Женщины постарше и гостьи, рассматривая эти наряды, судили по ним о способности молодой к рукоделию. Но так как много рубах сразу не наденешь, дозволялось украшать себя только расшитыми или затканными бумажными нитями подолами (станами). Для удобства их носили как юбки – на поясе или вздержке. Одна молодая явилась на «перебаску», имея на себе 17 станов.

Юбки обычно состояли из 1 – 2 кружевных прошв, чередовавшихся с 2 – 3 яркими ткаными проставками, и завершались пышной оборкой понизу. Тканые и кружевные полосы, начинаясь чуть ниже пояса, заполняли почти все поле юбки. Нельзя не отметить красоту тканых проставок, их звучные цветовые сочетания, тонкий рисунок узоров.

Особым характером выделяется и кружево. В вологодском кружеве встречаются редкие мотивы птицы-павы с поднятыми крыльями, могучего раскидистого дерева – образы, связанные с древними верованиями славян, славянской мифологией, а также мотив двуглавого орла, популярный в других видах народного искусства. Геометрические узоры отличаются разнообразием решеток фона.

Важную роль в кружеве играет скань: то толстая витая нить, то цветная, из пушистого гаруса, окрашенного в яркие цвета, она придает кружеву богатство фактуры, усложняет рисунок узоров, создает связь кружева с ткачеством.

Вологодское кружево. Деталь подзора. XVIII век.
Деталь подзора. XVIII век.
Вологодская губерния.
Государственный Русский музей

Белоснежные края и прошвы пришивали к подзорам – краям свадебной простыни. Такие подзоры были непременной частью девичьего приданого на Севере России. Кружево в них часто сочеталось с ажурной вышивкой, сюжеты которой также связаны со свадебной символикой, содержанием обрядовых свадебных песен. Вологодские подзоры отличаются изяществом решения: простые решетки соединяют изгибы ровной широкой вилюшки. В них появляется особая величавость, крупномасштабность орнамента, спокойный ритм узоров.



Следующая страница: Вологодское кружево. XX век



      • Главная   • Рукоделие   • Вологодское кружево. Модные традиции  


Пышные недорогие свадебные платья смотреть на сайте

Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта