Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


РукоделиеЛицевое шитьё
Русская вышивка XVI-XVIII веков
Русская вышивка XIX-XX веков
Северное узорное вязание
Русское народное ковроткачество
Русский деревенский ковёр
Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм
Ручное узорное ткачество. XX век
Русское кружево
Русские центры изготовления кружева
Вологодское кружево
Вологодское кружево. Модные традиции
Вологодское кружево. XX век
Металлическое кружево
Русские набивные ткани


Русская вышивка XVI-XVIII веков

Коллекция Русского музея

Коллекция русской народной вышивки Русского музея насчитывает почти десять тысяч произведений. Она сложилась из материалов ряда музеев, вошедших в состав отдела народного искусства (Кустарный музей, Школа народного искусства, Музей Центрального училища технического рисования Штиглица) и частных собраний, из которых самые значительные Н.Л. Шабельской, Е.И. Прибыльской, художников И.Я. Билибина и К.А. Далматова.

За небольшим исключением, произведения этих собирателей не имели точных паспортов. Тем большей ценностью обладают многочисленные крестьянские вышивки, приобретенные во время научных экспедиций, которые почти ежегодно проводились Русским музеем в разных областях Европейской России. Эти произведения, снабженные достаточно полными данными об их происхождении, служат важным ориентиром в систематизации и атрибуции всей коллекции.

Русская вышивка. Деталь передника. Начало XIX века
Деталь передника.
Начало XIX века. Вологодская губ.
Государственный Русский музей

Собрание народной вышивки в музее богато и разнообразно по времени и месту изготовления, в нем отражены разные типы орнаментов и орнаментальных мотивов, приемы и способы шитья, многочисленные региональные разновидности этого искусства.

Наряду с тканью, на которой выполняется вышивка, нитями определенной природы и цвета, орнаментом и его расположением на украшаемом предмете, в арсенале выразительных средств вышивки важная роль принадлежит так называемым „швам" техническим приемам исполнения шитья. Природа искусства вышивки заключается в расшивании поверхности ткани мелкими швами-узорами, с помощью которых поверхность орнаментальных мотивов приобретала своеобразную рельефную узорчатую фактуру.

Шитьем украшали предметы одежды и домашнего обихода. Они играли важную роль в быту и многих народных обрядах и праздничных ритуалах,что обуславливало характер и содержание вышитого орнамента, его композицию и расположение на украшаемом предмете. Круг вышитых предметов мало менялся со временем. Традиции устойчиво сохраняли основные формы и орнаментальные мотивы. Но наряду с древними узорами, в вышивке переплетались и трансформировались мотивы разного происхождения. Каждая эпоха вносила новое и в сами орнаменты, и в стилистические особенности вышивки в целом, придавая ей черты своего времени.

Русская вышивка. Фрагмент столешника. Конец XV - начало XVI века.
Фрагмент столешника.
Конец XV - начало XVI века. Север
Государственный Русский музей

Народная вышивка стала достоянием музеев сравнительно недавно, а в быту ее жизнь обычно длилась на протяжении одного-двух поколений людей. Поэтому древних произведений вышивки не сохранилось. Но в собрании Русского музея находится уникальное произведение средневекового народного шитья, обнаруженное на тыльной стороне иконы XVI в. из города Белозерска. Фрагмент столешника, вышитого белыми льняными нитями по тонкому льняному полотну древним двусторонним косым швом, можно отнести к рубежу XV и XVI вв. Его орнамент — не просто узор, он полон глубокого смысла и передает средствами вышивки образы природы, обитателей северных лесов. Геометризованный характер вышитых фигур зверей, птиц, человека является отголоском древнейшего в искусстве геометрического стиля.

Русская вышивка. Фрагмент столешника. Конец XVII века.
Фрагмент столешника.
Конец XVII века. Московская губ.
Государственный Русский музей

Другой уникальный столешник типичен для искусства XVII в. Его длинное узкое полотнище расшито орнаментом, выделяющим широкое поле середины и кайму, отороченную со всех сторон кружевным краем. В семи фигурных медальонах помещены изображения птиц сиринов, крупного цветка под короной, а вокруг них среди завитков растений порхающие и клюющие ягоды птицы, длиннохвостые павы, лебеди, сирины, плывущие рыбы. Черты времени в этом произведении проявляются в пышном узорочье, плотно заполняющем все поле ткани; в мотивах орнамента, где главенствуют образы, типичные для Древней Руси; в динамичном характере линейного рисунка, передающего барочные формы XVII в.; в виртуозном мастерстве исполнения. Столешник вышит приемами болотного шитья, пришедшими в народное искусство вместе с другими традициями древнерусской культуры. Их геометрическое строение, мелкозернистая структура и поразительное разнообразие рисунка придают белому шитью по белому тонкому полотну рельефную фактуру и богатую светотеневую игру.

Русская вышивка. Головной убор. 
XVIII век
Головной убор.
XVIII век. Костромская губ.
Государственный Русский музей

Русская вышивка. Девичий головной убор. Начало XIX века
Девичий головной убор "повязка".
Начало XIX века. Нижегородская губерния.
Государственный Русский музей

В праздничной народной одежде и особенно самой драгоценной ее части — головном уборе — золотное шитье нередко сочеталось с низанием жемчугом, сеченым перламутром. Формы головных уборов и способы их украшения имеют много местных разновидностей. В богатом собрании народных уборов Русского музея художественной цельностью и своеобразием декора выделяются женский свадебный костромской кокошник и нижегородская девичья повязка~. Это редкие образцы старинных уборов XVIII — начала XIX в. Переливы речного жемчуга и перламутра, блеск болотных нитей и нежные оттенки цветных стекол создают впечатление драгоценности и торжественной праздничности этих предметов.

Русская вышивка. Подзор Семь Симеонов. Конец XVIII века
Подзор "Семь Симеонов".
Конец XVIII века. Олонецкая губ.
Государственный Русский музей

XVIII веком принято датировать северные подзорыкрая простыней, украшенные многофигурными композициями. Среди разнообразных сюжетов подобных вышивок в музее экспонируется уникальный вариант, созданный по мотивам русской сказки о семи Симеонах Во всю длину полотна фризом развертываются главные эпизоды сказки. Здесь терема царя Адора, корабли, выстроенные одним из братьев, царь и Елена Прекрасная на корабле, плывущем по бурному морю, которое олицетворяют фигура с короной на голове, с трезубцем в руках и волнистая полоса за кормой. Вокруг изображены всевозможные птицы — и близкие реальным, и сказочные Сирины. Подробный рассказ сочетается с подлинным совершенством орнаментальной формы его воплощения. Она проявляется в равновесии частей композиции, в ритме соотношения силуэтов фигур со сквозным фоном, в богатстве фактурных разработок поверхности, в мастерстве шитья, исполненного способом настила по плетеной сетке. В художественных особенностях подзоров нашли выражение черты стиля барокко XVIII в., по-своему воспринятого народными мастерами.

Русская вышивка. Полотенце.
Начало XIX века
Полотенце
Начало XIX века. Ростовский уезд Ярославской губернии
Государственный Русский музей

Русская вышивка. Полотенце.
Начало XIX века
Полотенце
Начало XIX века. Ростовский уезд Ярославской губернии
Государственный Русский музей

Традиции искусства XVIII в. присутствуют и в вышивке свадебного полотенца из Ростовского уезда Ярославской губернии. Сказочный образ петуха-павлина значителен и монументален. Упругое тело с маленькой головкой, увенчанной короной, уравновешивает пышный хвост, напоминающий павлиний. Плоскость фигуры, расшитая плотными стежками красных нитей, мерцает мелкими фоновыми крестиками. Округлость перьев хвоста перебивают резкие горизонтали и вертикали палевого и черного цвета. Все это придает изображению динамичность, внутреннюю экспрессию. Фантастический Феникс был вестником счастья, добрым напутствием молодым в новую жизнь. Каждая из рассмотренных вышивок поистине уникальна по узору, художественным достоинствам.

И.Я. Богуславская


Литература:
1. И.Я. Богуславская. Русская вышивка - В кн.: Русское народное искусство в собрании Государственного русского музея. Л., 1984.
2. Л.А. Динцес. Народный промысел крестецко-валдайской художественной строчки. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения, 1939.
3. Г.С. Маслова. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. М., 1978.
4. И.Я. Богуславская. О двух произведениях средневекового народного шитья. — В кн.: Русское народное искусство Севера. Л., 1968.
5. В.А. Фалеева. О некоторых декоративных мотивах Московской Руси в народном шитье. — Сообщения ГРМ. Вып. 2. Л., 1947.
6. Е.В. Калинина. Техника древнерусского шитья и некоторые способы выполнения художественных задач. — В кн.: Русское искусство XVII века. Л., 1929.
7. Г.Н. Бабаянц, Г.Н. Комлева. Женские и девичьи головные уборы Костромской губернии. — Сообщения ГРМ. Вып. 11. М., 1976.
8. Л.И.Якунина. Русское шитье жемчугом. М., 1955.



Следующая страница: Русская вышивка XIX-XX веков



      • Главная   • Рукоделие   • Русская вышивка XVI-XVIII веков  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта