Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


РукоделиеЛицевое шитьё
Русская вышивка XVI-XVIII веков
Русская вышивка XIX-XX веков
Северное узорное вязание
Русское народное ковроткачество
Русский деревенский ковёр
Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм
Ручное узорное ткачество. XX век
Русское кружево
Русские центры изготовления кружева
Вологодское кружево
Вологодское кружево. Модные традиции
Вологодское кружево. XX век
Металлическое кружево
Русские набивные ткани


Вологодское кружево. XX век

Кружевные промыслы начали угасать в конце XIX века. Основным фактором угасания стало машинное производство тканей, трикотажа, а затем и кружев, которые начали выпускать километрами. Удешевление машинных кружев привело к нерентабельности ручного производства, и кружевоплетение стало постепенно превращаться в удел немногих художниц, знающих секреты кружевных работ.

Вторым фактором, ударившим по кружевному делу, стали исторические реалии революций, великих строек, войн, выживания, которые не оставляли времени и сил на декор и художественные изыски в повседневности. Эстетические предпочтения советской молодежи, склонные к масштабности и прямолинейности, а также идейная борьба с мещанством и мелко-буржуазным мышлением привели к тому, что кружева воспринимались неоднозначно, подчас становясь показателем отсталости деревенского населения в сравнении с городскими жителями. Быт советского человека был лишён кружевных подзоров, полотенец с кружевными полосами, носовых платков с изящными оплётками и всех прочих красивых вещей, благодаря которым деревенский быт начала XX века был куда как художественнее, красивее и эстетически богаче, нежели простое бытие середины столетия, проходившее в рабочих бараках, общежитиях, коммуналках, тесных квартирках.

Впрочем, вологодские кружевницы, как и множество других художников прикладных промыслов, в послереволюционное время искали новые сюжеты и образы, которые позволили бы их изделиям стать частью новой истории страны. Главной задачей кружевниц и художниц Вологды в то время было создание новых орнаментов и форм кружевных изделий. Впервые в искусстве кружевоплетения появились изображения трактора, самолета, парашюта, гербов советских республик.
В отличие от многих других промыслов, вологодский центр кружевоплетения не превратил своё существование, а нашёл определённую нишу, в которой сохранился и развился, сумев пронести свои секреты через все испытания и невзгоды.

Вологодское кружево. О.Лаврова. Край Самолеты и звезды. 1938 год
О.Лаврова. Край "Самолеты и звезды". 1938 год.
Вологда.
Государственный Русский музей

Вологодское кружево. Край Парашюты и звезды. 1938 год
Край "Парашюты и звезды". 1938 год.
Вологда.
Государственный Русский музей

Коллекция советского вологодского кружева в Русском музее включает уникальные произведения 1930-х гг. Она сложилась благодаря давним связям музея с прославленным промыслом. Произведения 1930-х гг. - это небольшие салфетки и неширокие кружевные полосы с зубцами, иногда с фигурным верхним краем. Они отличаются не только своеобразием решения темы, но и миниатюрностью узоров, условностью и обобщенностью рисунка и тонкостью плетения. Эти произведения отражают первый значительный этап в развитии советского кружева.

Вологодское кружево. А.Г.Оболенская. Дорожка Клевер. 1940 год
А.Г.Оболенская. Дорожка "Клевер". 1940 год.
Вологда.
Государственный Русский музей

Дорожка "Клевер" А.Г. Оболенской замечательный образец развития растительного орнамента. Впервые в кружеве появились образы определенных растений: пушистые головки и трилистники клевера, густо покрывающие поле дорожки, напоминают цветущий луг.

Вологодское кружево. М.Н.Груничева. Покрывало. 1947 год.
М.Н.Груничева. Покрывало. 1947 год.
Вологда.
Государственный Русский музей

Вологодское кружево. М.Н.Груничева. Покрывало. 1947 год.
М.Н.Груничева. Покрывало. Фрагмент - угловой элемент. 1947 год.
Вологда.
Государственный Русский музей

Большой вклад в развитие вологодского кружева в 1940 — 1950-е гг. внесла М.Н.Груничева. В собрании музея хранится лишь одно ее произведение — огромное покрывало, но оно ярко раскрывает особенности индивидуальной манеры художницы. Крупный орнамент из тугих завитков как бы составляет фигурную раму для широкого поля ажурного фона. Художница достигает выразительности кружева благодаря контрасту прозрачных решеток и густой насыщенной каймы. Истоки творчества М.Н. Груничевой - богатые традиции старинных местных кружев с четким рисунком, прихотливым движением вилюшки и уравновешенностью композиции.

Вологодское кружево. В.Н.Ельфина. Панно Поющее дерево. 1978 год.
В.Н.Ельфина. Панно "Поющее дерево". 1978 год.
Вологда.
Государственный Русский музей

Новый этап в развитии вологодского кружевоплетения представляет панно "Поющее дерево", выполненное в 1978 г. В.Н.Ельфиной. Раскидистое дерево с птицами на ветвях узорным силуэтом вырисовывается на серебристом фоне. У каждой птицы свой облик, свой характер. Птицы и деревья — древние мотивы народного искусства. В работе Ельфиной традиционная тема могучей, вечно живой природы обрела новое, прочувствованное художником нашего времени выражение.
Однако нельзя не заметить, что уже в 1970-х годах вологодское кружево превратилось в узкий раздел декоративно-прикладного творчества, произведения которого предназначались примущественно для демонстрации на выставках. Сложные сюжетные панно, художественные композиции, масштабные кружевные картины возвели вологодское кружево в ранг высокого искусства, которое, тем не менее, было практически забыто в повседневном обиходе.

Литература:
М.А.Сорокина. Кружево. - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.



Следующая страница: Металлическое кружево



      • Главная   • Рукоделие   • Вологодское кружево. XX век  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта