Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


РукоделиеЛицевое шитьё
Русская вышивка XVI-XVIII веков
Русская вышивка XIX-XX веков
Северное узорное вязание
Русское народное ковроткачество
Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм
Ручное узорное ткачество. XX век
Русское кружево
Русские центры изготовления кружева
Вологодское кружево
Вологодское кружево. Модные традиции
Вологодское кружево. XX век
Металлическое кружево
Русские набивные ткани





Ручное узорное ткачество. XX век

К началу XX века ручные производства начали стремительно исчезать, так как продукция механизированных фабрик была дешевле, а требования к парадным костюмам и эстетике бытовых предметов упростились. Фактически, уже в 1920-1930-е годы ручные производства сохранялись лишь силами отдельных энтузиасток, для которых ткачество являлось смыслом жизни и способом самовыражения. Отдельные мастерицы продолжали работать и во второй половине XX века, однако речи о промыслах и уже не шло, ручное ткачество стало художественным творчеством или увлечением, да и популярность обрели такие техники как создание половиков и лоскутных одеял. При этом половики в какой-то мере стали упрощением некогда тонких и точных работ, а лоскутные техники нельзя отнести собственно к ткачеству. Тем не менее, важно сохранение живых традиций ручных рукодельных работ.

Закладные ткани выполнялись при помощи нескольких утков. Каждый уток выкладывал свою часть узора или фона. Орнамент „закладов" напоминает цветную инкрустацию: его фигуры очерчены уступчатой линией, как бы врезающей узор в фон. Большой интерес представляют ткани Тамбовской и Тверской губерний, выполненные в XIX в. в технике закладного ткачества.

Узорное ткачество. Женская рубаха. Конец XIX века
Женская рубаха. Конец XIX века.
Кирсановский уезд Тамбовской губ.
Государственный Русский музей

В Тамбовской губернии такими тканями украшали предметы одежды. Женская рубаха сложного покроя с косыми роликами расшита тонкими узорными полосками на плечах и груди.

Узорное ткачество. Два конца полотенца. 1900-е годы.
Два конца полотенца. 1900-е годы.
Бежицкий уезд Тверской губ.
Государственный Русский музей

В закладном ткачестве Бежецкого уезда Тверской губернии преобладают неширокие концы полотенец. Они украшены то крупными ромбическими узорами, создающими мощное цветовое пятно, то «мозаичными» композициями из миниатюрных элементов. В конце XIX в. мастерицы любили окрашивать шерстяную пряжу яркими анилиновыми красителями. Интенсивность цвета, широкая палитра красочных сочетаний стали характерной особенностью бежецких тканей.

Узорное ткачество. Деталь полотенца. XIX век
Деталь полотенца. XIX век.
Верейский уезд Московской губ.
Государственный Русский музей

Множеством цветовых оттенков переливается и мерцает полотенце из Верейского уезда Московской губернии. Узорные цветные полосы чередуются на его концах с густо нашитми шелковой тесьмой и бахромой, металлическими блестками. Полосы усеяны рельефными ромбиками и крестами, заштрихованы тонкими линиями узорных швов.

Узорное ткачество. Пояса. XIX-XX век
Пояс. Конец XIX века. Сольвычегодский уезд Вологодской губ.
Пояс. Начало XX века. Тотемский уезд Вологодской губ.
Пояс. Конец XIX века. Кологривский уезд Костромской губ.
Пояс. XIX век. Вятская губ.
Государственный Русский музей

Неотъемлемой частью женской и мужской одежды были пояса. Много поясов поступило в музей из экспедиций в Архангельскую, Вологодскую, Костромскую области. Техника их изготовления различна — ткачество, плетение, и вязание; разнообразны и материалы (шерсть, шелк, металлические нити) и цветовое решение. Все это делает пояса не похожими друг на друга. Более распространены пояса, затканные красными узорами побелому фону. Миниатюрные ромбы, гребенчатые фигуры равномерно чередуются по всей длине. Иногда в узор включаются изображения женских фигур. Это связано с ролью поясов в сватовстве и свадебных обрядах. Ими одаривали родню, украшали свадебный поезд. На поясе из Тотемского уезда Вологоской вытканы фигурки с ветвистыми рогами. Изображения геометризованы, условны, но в них отразилась непосредственные жизненные наблюдения. Особенно нарядно украшались концы поясов: кистями, бахромой, пушистыми шариками, целыми композициями и переплетенных шнуров.

В Новгородской, Псковской, Костромской губерниях было развито многоремизное ткачество. В собрании музея хранятся десятки скатертей и полотнищ ткани с разнообразными геометрическими узорами, застилающими поверхность лёгкими штрихами, комбинациями ромбов, квадратов, звезд. Некоторые узоры напоминают расходящиеся по воде круги или венчики цветов с округлыми лепестками.

Фактура узоров выявляется чередованием гладких и рельефных фигур, в которых преобладает цвет утка или основы. Они по-разному отражают свет и кажутся то матовыми, то блестящими. Эти особенности придают узорам динамичность и ритмическое богатство.

Коллекция узорных тканей в Русском музее постоянно пополняется новыми экспонатами. С каждым годом становится все труднее отыскать вещи XIX — начала ХХ века, зато чаще поступают в музей произведения современных мастеров. Ручной ткацкий стан и теперь еще можно видеть во многих деревенских домах. Иногда он бездействует, молчаливо храня секреты мастерства. Но все больше старинных станков оживают под руками ткачих.

Во всех районах России в наши дни получили распространение дорожки-половики. Их выполняют из фабричных тканей, разрезанных на узкие длинные лоскуты, варьируя цвет и ширину полос, используя оригинальные технические приемы.

Ручное ткачество. Половики. 1970-е годы
А.А.Масленникова. Половик. 1970. Одоевский район Тульской обл.
О.Ф.Словесная. Половик. 1974. Макарьевский район Костромской обл.
А.А.Пиличева. Половик. 1981. Вожега Вологодской обл.
Государственный Русский музей

В тульском половике узкие красные, розовые, синие полосы перемежаются прерывистыми яркими линиями. В северных областях предпочитают сдержанные цвета, широкие полосы, то мерцающие переливами красок, то словно расчерченные четкими узорами.

Ручное ткачество. Ковёр. 1981
Т.Д.Паромова. Ковёр. 1981.
Шенкурск Архангельской обл.
Государственный Русский музей

Ткачихи Шенкурского района Архангельской области создали особенный местный вид половиков-ковров, выполненных в технике закладного ткачества (ил. 76). Крупный орнамент в виде уступчатых ромбов получил название «пироги».

Деталь лоскутного покрывала
Л.И.Плюнина. Деталь лоскутного покрывала. 1981.
Красноборский район Архангельской обл.
Государственный Русский музей

Лоскутное покрывало. Фрагмент
А.Ф.Шенина. Лоскутное покрывало. Фрагмент. 1970-е годы.
Вилегодский район Архангельской обл.
Государственный Русский музей

Лоскутное покрывало. Фрагмент
А.Ф.Шенина. Лоскутное покрывало. Фрагмент. 1970-е годы.
Вилегодский район Архангельской обл.
Государственный Русский музей

На Севере приобрели особую популярность лоскутные коврики и покрывала. Их выразительные композиции, как мозаичные панно, складываются из мелких квадратов и полос пестрых тканей. Среди сдержанных по цвету текстильных изделий Русского Севера архангельские тканые и лоскутные ковры выделяются яркой цветовой гаммой.

О своей работе ткачихи говорят с любовью: «Кросна мои [ткацкий стан] — как будто что-то радостное в жизни». Изготовление тканей всегда было вызвано не только необходимостью создавать предметы обихода и одежду, но и потребностью в творчестве.


М.А.Сорокина

Литература:
•  М.А.Сорокина. Узорное ткачество. - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
•  Н.И.Лебедева. Прядение и ткачество восточных славян. — В кн.: Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956.
•  Л.А.Кожевникова. Особенности народного узорного ткачества некоторых районов Севера. — В кн.: Русское народное искусство Севера. Л., 1968.



Следующая страница: Русское кружево



      • Главная   • Рукоделие   • Ручное узорное ткачество. XX век  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта