Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
РукоделиеЛицевое шитьё Русская вышивка XVI-XVIII веков Русская вышивка XIX-XX веков Северное узорное вязание Русское народное ковроткачество Русский деревенский ковёр Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм Ручное узорное ткачество. XX век Русское кружево Русские центры изготовления кружева Вологодское кружево Вологодское кружево. Модные традиции Вологодское кружево. XX век Металлическое кружево Русские набивные ткани | Металлическое кружевоМеталлическим кружевом обычно называют кружевные работы, выполненные из металлизированных нитей, в том числе золотых и серебряных. Основу, обычно из прочного льна или шёлка, обвивали тончайшей металлической проволокой - и получался особый материал, который в готовом изделии играл цветными металлическими цветами, а также придавал прочность всему изделию или отдельным его частям. Иногда обвивание тончайшей проволокой производили уже после создания кружевного полотна, в этом случае выделялись особо значимые фрагменты художественной композиции. Техника металлического кружева известна с достаточно древнего времени. В России вышивка металлизированными нитями и золотое шитьё были весьма развиты в монастырских мастерских, которые создавали предметы культа и одежды священников. В середине XVIII века, когда вырос спрос на красивую одежду в среде не только аристократов, но и представителей мелкочиновничьей городской среды, ремесленничества, купечества, часть монастырских мастериц могла работать "на сторону", выполняя кружевные работы на заказ, для продажи на рынке или для домашнего обихода. Вероятно, это способствовало и распространению техники металлического кружева. В то же время в Европе получила развитие техника испанского шитого кружева или филигранного гипюра. Такие металлические кружева отличаются видом сырья. В шитом кружеве основной элемент «биза» — прочная натуральная шелковая или льняная нить, на которую наматывается тонкая шелковая нить или металлическая проволочка. Основа придает нити необходимую гибкость. Выполнение каждого фрагмента начинают с середины контуры (не по краю, а в средней части фрагмента) прокладывают стебельчатым швом («назад иголку»). По стебельчатому контуру прокладывают двойную металлизированную нить, которую затем закрепляют петельными стежками цветного шелка, прокладываемыми не плотно, а с промежутками, чтобы металлическая нить была видна. Свободное пространство внутри фрагмента покрывают спиральными стежками металлической нити. Кружева этого вида не бывают белыми — они цветные, золотые или серебряные. Весьма возможно, что русские металлические кружева в той или иной степени вошли в моду под влиянием европейского расцвета галантной моды, в которой кружева играли заметную и важную роль. В XVII – начале XVIII века вологодские мастерицы плели кружево из металлических (золотных) нитей – серебряных и позолоченных, сделанных либо из расплющенной проволоки, либо из тонкой шелковой нити, обвитой металлической нитью. Узкие и широкие полосы кружева с зубцами и без них (края, аграманты, прошвы) предназначались для украшения одежды, убранства домов, для церковных облачений. Причём искусство металлического кружева сохранялось в Вологодской губернии до начала XX века. Например, кружевница А. Лямина из села Устье в 1913 году на выставке в Петербурге показала священническое облачение и митру из серебряных кружев.
В собрании Русского музея есть произведения в технике металлического кружева, исключительные по художественным достоинствам. Одно из них — широкая прошва с изображениями птиц, распростерших крылья, и зверей, помещенных в изгибах пышной ветви. Потемневшая металлическая проволока, обвивавшая шелковую нить, из которой плели кружево, сохранилась не полностью, но ажурный орнамент отчетлив. Этот образец выделяется среди кружев с более густым плетением, сочетающим гладкие, блестящие волнистые полосы — так называемую "речку" и матовые решетки. В узорах аграманта и края, соединенных шелковой лентой, чередуются золотые и серебряные нити, яркая расплющенная проволока. В этих произведениях еще сохраняется связь с искусством Древней Руси. Следующая страница: Русские набивные ткани
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |