Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
РукоделиеЛицевое шитьё Русская вышивка XVI-XVIII веков Русская вышивка XIX-XX веков Северное узорное вязание Русское народное ковроткачество Русский деревенский ковёр Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм Ручное узорное ткачество. XX век Русское кружево Русские центры изготовления кружева Вологодское кружево Вологодское кружево. Модные традиции Вологодское кружево. XX век Металлическое кружево Русские набивные ткани | Русская вышивка XIX-XX вековКоллекция Русского музеяОбилие в собрании Русского музея крестьянских вышивок XIX — ХХ вв. при наличии среди них неповторимых и оригинальных произведений позволяет представить все богатство и разнообразие сложившихся местных вариантов этого искусства, а также общие черты народного шитья Севера, средней и южной полосы Европейской России. На Руси вышивкой занимались издавна женщины всех социальных слоев. В XIX в., когда в ряде районов возникли вышивальные промыслы, к этому мастерству приобщились и мужчины.
Вышивки южнорусских районов близки по стилю. Для них типичен геометрический орнамент с мотивом ромба и его производных. Даже изображения человеческой фигуры подчинены здесь геометризованным формам. Композиции узоров строятся повторением или чередованием элементов в горизонтальном ряду, по диагонали, реже — по вертикали. Исполнены вышивки обычно в технике цветной перевити или строчки-стлани, придающей поверхности ткани зернистую шероховатую фактуру. В цвете, наряду с чисто белым шитьем и сочетанием белого с красным, характерно дополнение синих, зеленых, черных нитей или яркое многоцветие анилиновой шерсти. Типичные примеры калужских, орловских, тульских вышивок представляют передники-„занавески" — непременная часть местного женского костюма, где вышивка располагается широкой каймой по подолу или покрывает густыми полосами всю плоскость ткани. Однако, при общем сходстве, в каждой области, а подчас районе или группе деревень существовали свой неповторимый стиль и характер шитья, проявлявшиеся в мотивах и размерах узоров, в фактуре и особом способе исполнения, в излюбленных цветовых сочетаниях.
В средней полосе России экспедициями Русского музея был выявлен своеобразный район распространения народного шитья в бывшей Теблешской волости Бежецкого уезда Тверской губернии'~. Радостные по цвету, простодушные произведения теблешан исполнены на рубеже XIX и ХХ вв., что сказалось на декоративной дробности в передаче традиционных для вышивки образов птиц, в яркости колорита, включающего полнозвучие цветной шерсти.
В середине XIX в. один из интереснейших очагов крестьянской вышивки сложился в ряде деревень бывшего Костромского уезда Костромской губернии'4. Здесь вольно интерпретировали в орнаменте сюжеты лубочных картинок. На подзоре из собрания музея вышиты изображения двух пар Сиринов с женскими головами и пестрым птичьим торсом, их окружают кусты („тополи раис[кие]"), травы, цветы, растущие из вазонов. Орнаментальная надпись передает текст из Хронографа. Следуя четкому рисунку картинки, мастерица исполнила композицию на ткани тамбурным швом-косичкой, гибкие линии которого позволили свободно передать в шитье контуры фигур, местами как бы расцвеченные широкими стежками „верхошва". Своеобразная живописность костромских вышивок не имеет аналогий в вышивке других местностей.
В вышивке Русского Севера, благодаря особенностям развития края, больше сохранились древние пласты народного орнамента'5. На предметах быта и одежды часто встречаются характерные „древние мотивы", привлекшие к себе внимание ученых еще в 1920-е годы. Исполненные древним двусторонним швом красными нитями по льняному полотну, эти вышивки донесли до нас отголоски образов древней славянской мифологии. Они овеяны сказочностью, а их художественная выразительность складывается из четкого композиционного построения, равновесия частей, удивительного ритма линейного рисунка с характерной взаимной параллельностью линий. Такие узоры, как правило, исполнялись на вещах обрядового назначения: свадебных полотенцах, головных повязках, сенокосных рубахах.
Северные вышивки с древними мотивами обладают относительным стилистическим единством, независимым от места их создания. Но в то же время в ряде районов вышивальщицы проявляли пристрастие к определенным сюжетам орнамента, узкоместным способам шитья, оттенкам красного цвета нитей. Так, для вышивки Кирилловского уезда Новгородской губернии типичен узор „ладья", а в деревнях Устюженского уезда той же губернии часто вышивали „рыбину" — изображение птицы с миниатюрными птенцами по контуру, заполненное рядами мелких шашечек.
Со временем древние мотивы и композиции видоизменялись, трансформировались, на их основе возникло множество новых орнаментом'~. Сегодня понять элементы некоторых из них довольно трудно. Например, в богатом разными типами вышивки Каргопольском уезде Олонецкой губернии на подзорах в единую композицию соединяются, образуя своего рода орнаментальный ребус, загадочные фигуры людей, коней, всадников и головы оленей с ветвистыми рогами.
А на подзоре из Лужского уезда Петербургской губернии изображение двуглавого орла превращалось то в сказочный цветок, то в проросшего растениями паука. В конце XIX — начале ХХ в. некоторые центры крестьянской вышивки стали промыслами, поставляющими вышитые изделия на рынок, на потребу городскому покупателю. Особенное развитие в это время получила „крестецкая строчка" — сквозная вышивка, подражающая кружеву, центром производства которой стал Крестецкий уезд Новгородской губернии. Мастера украшали скатерти, салфетки, полотенца, белье тончайшими ажурными узорами геометрического характера, напоминающими снежинки. Крестцы и поныне являются уникальным очагом этого старинного искусства.
Традиции древнерусского золотого шитья развивались в отдельных сложившихся центрах вплоть до начала XX в. В XIX в. крупным районом золотошвейного дела была Нижегородская губерния. Здесь зажиточное поволжское крестьянство украшало вышивкой праздничную одежду, платки, головные уборы. На бархатной душегрее характерный для местного народного искусства узор с цветами, листьями и гроздьями винограда, растущими из вазона и перевитыми бантами, стелется по рукавам, полам, спине, выявляя особенности покроя этой нарядной кофты. Сквозь густой узор едва просвечивает вишневый цвет фона.
На тонкой кисее платка легкие букеты цветов ложатся в кайму, украшают углы. Сочетание болотных и черных нитей на палевом фоне придает вышивке изысканную строгость.
Несмотря на то что вышивка сегодня — не такой популярный вид народного творчества, как прежде, но и в наши дни она развивается в сложившихся традиционных очагах. Наряду с Крестцами, крупным центром ручного шитья является Рязань, где современные художники успешно развивают традиции местной цветной перевити. Двумя видами вышивки славится поселок Мистера Владимирской области. Здесь равно высокого уровня достигло искусство „белой глади" с ее ювелирными разработками поверхности узоров с помощью „стягов" — узорных заполнений миниатюрными швами и яркая нарядная вышивка „владимирским верхошвом", крупные стежки которого, точно мазки кисти, передают и чисто орнаментальные, и сюжетно-тематические композиции. И.Я. Богуславская Литература: Следующая страница: Северное узорное вязание
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |