Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
РукоделиеЛицевое шитьё Русская вышивка XVI-XVIII веков Русская вышивка XIX-XX веков Северное узорное вязание Русское народное ковроткачество Русский деревенский ковёр Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм Ручное узорное ткачество. XX век Русское кружево Русские центры изготовления кружева Вологодское кружево Вологодское кружево. Модные традиции Вологодское кружево. XX век Металлическое кружево Русские набивные ткани | Русское народное ковроткачествоРусский народный ковёр - обширная и многоплановая тема, поскольку ковры (а также покрывала и одеяла, в ряде случаев также называвшиеся коврами, и половики, за таковые вовсе не считавшиеся) были любимы в народном быту, их активно создавали и использовали, ибо сам непростой климат подталкивал людей разного достатка и социального уровня обзаводится как функционально-значимыми коврами, так и красивыми украшениями интерьера. Ковры можно весьма условно разделить по типам узоров – геометрическому и цветочному; по наличию ворса – высоковорсистые, ворсистые, безворсовые; по технологии изготовления - ручного плетения, ручного вязания, ткачества и т.п. Тип ковра с геометрическим орнаментом имеет более древние истоки. Он тесно связан с традициями узорного ткачества и во многом повторяет не только его мотивы, но и саму технику. Второй тип ковра сложился в XIX в. под влиянием городской культуры того периода, когда в интерьере дома большую роль стали играть цветочные мотивы, а у мастериц появилась возможность изучать образцы рисунков со всего света.
В крестьянском быту ковры нашли широкое применение. Необходимым элементом в доме были всевозможные половики, тропинки, дорожки с простым геометрическим орнаментом. Более нарядные и красочные ковры выполнялись для покрытия столов, лавок, сундуков. Особенной яркостью цвета и крупными узорами отличались изготавливаемые в большом количестве санные ковры. Определенная роль отводилась коврам и в обрядах. Ковры пользовались большим спросом и у городского населения — в среде мещан, купцов, духовенства, дворян и интеллигенции. В ряде мест производство ковров носило промысловый характер. В XIX в. основными районами ковроделия, где было поставлено производство изделий не только для дома, но и на продажу, были Тобольская губерния в Сибири и южнорусские губернии - Курская, Воронежская, Саратовская, Пензенская, Тульская, Орловская и Рязанская. На примере отдельных образцов из коллекции Русского музея (преимущественно из южных губерний центральной России) можно проследить типичные особенности ковроделия, общие для всех мест его производства, поскольку они при всем разнообразии отмечены стилистическим единством. Наиболее интересна и разнообразна коллекция воронежских ковров. Она включает образцы гладких безворсовых изделий с геометрическим орнаментом и ворсовые цветочные ковры. Среди первых выделяются две группы произведений, созданных в слободах Рамонь и Урыв Коротоякского уезда Воронежской губернии.
Ковры из слободы Рамонь, вероятно, выполнялись по индивидуальным заказам, так как отличаются различными мотивами узоров. В одном из ковров нашли отражение некоторые элементы восточного орнамента. Вместе с тем в построении узора в виде чередования рядов повторяющихся геометрических мотивов, в четком сопоставлении разноцветного рисунка со светло-желтым фоном проявились характерные черты русских народных текстильных изделий. Ни один из рядов фигур не повторяется в цветовых сочетаниях, но при всей многоцветности ковры обладают удивительной цельностью композиции и общего декоративного решения. Ковры из слободы Рамонь, как и другие подобные им гладкие безворсовые ковры, создавались на обычном горизонтальном станке, употребляемом для тканья холста. Основой для них служили льняные или конопляные нити, а в качестве утка — крашеные растительными, а в конце XIX в. и анилиновыми красителями нити из овечьей или коровьей шерсти. Применялись различные способы полотняного переплетения.
В слободе Урыв Коротоякского уезда выполнялись ковры по принципу закладного ткачества. В этом центре, откуда ежегодно вывозили на ярмарки до двух тысяч изделий, сложился тип небольшого ковра вытянутой прямоугольной формы, получившего условное название «килима». Для него характерны всего две разновидности композиции узора. Первый — с рядом крупных городчатых ромбов в центре и полуромбами по сторонам, второй — с более мелкими такими же ромбами, расположенными по всему полю ковра в шашечном порядке. Обрамляет поле узкая кайма с узором из простых геометрических фигур. Всем воронежским «килимам» свойствен очень теплый колорит с преобладанием красно-оранжевого цвета, сочетающегося с фиолетовым и зеленым. По характеру узоров близки воронежским рязанские безворсовые ковры. В них по разному используется излюбленный в русском народном ткачестве мотив ступенчатого ромба. Это может быть крупный узор из рядов соединенных шестицветных ромбов, контрастно выделяющийся на черном фоне. Или узор, в котором мелкие ромбы образуют на красном фоне сплошную косую сетку. Здесь на первый план выступают не сами ромбы, а образованные за счет уступов внутри них фигуры, подчеркнутые цветом.
Интересно, что подобные ступенчатые фигуры встречаются как самостоятельный мотив в орнаменте восточных ковров. Они являются также одним из элементов узоров оренбургских платков-«паутинок», известным под названием «татарского самоварчика». В архангельских половиках Шенкурского района такой мотив входит в состав уступчатого ромба — так называемого «пирога». Во второй половине XIX в., наряду с геометрическими узорами, в русском народном ковре все больше места отводится растительным мотивам. В отличие от цветочного орнамента ковра городских и помещичьих мастерских первой половины века, для которого свойственны тонкие переходы светлых тонов, в крестьянском ковре второй половины столетия складывается узор в виде яркого цветочного орнамента на черном фоне.
Характерная для того времени композиция состоит из крупного букета в центре и обрамляющей его каймы в виде цветочной гирлянды. При всем сходстве построения узора и цветовой гаммы, в котором преобладают красно-малиновые тона, в самом характере декора этих ковров есть существенные различия. Ворсовый ковер из слободы Калач Богучарского уезда Воронежской губернии с овальным букетом роз в центре и пышной рамой из рокайльных завитков и веток с кленовыми листьями близок «плафонным» композициям ковров первой половины XIX в. Наиболее богатый по цветовым оттенкам и строгий по своему облику, этот ковер, вероятно, предназначался для украшения стены или пола в городском интерьере. В других коврах горящий ярко-малиновыми и зелеными красками крупный узор свободно раскинулся на черном фоне, почти целиком заполняя его. Переданные в декоративной форме розы в букете в сочетании с окружающими их маками, незабудками, колокольчиками и листьями создают радостный эмоциональный настрой, присущий произведениям народного искусства. Для конца XIX века было характерно стремление к детализации, конкретизации растительных мотивов, что приводило подчас к измельчению деталей. При создании цветочных композиций ковровщицы часто пользовались выходившими в конце прошлого столетия печатными изданиями приложениями к журналам, где помещались рисунки для вышивок. Однако, отталкиваясь от какого-либо мотива, мастерицы непременно обогащали его своей фантазией и впечатлениями от живой природы. При этом они находили форму, выражающую декоративный характер коврового узора. «Тканье ковров производится по вышивальным узорам со всевозможными выдуманными работницами вариантами», писала изучавшая ковровые промыслы С.А. Давыдова.
Гладкие ковры с цветочными мотивами, так же как и с геометрическими — выполнялись в большинстве случаев на горизонтальном ткацком станке тем же способом полотняного переплетения. Этим объясняется линейно-плоскостное начало в их узорах. Повсеместное распространение в России получили так называемые «махровые» ковры — разновидность ворсовых. Они создавались на вертикальных ткацких станках (в виде рамы), которые требовались для получения ворса путем навязывания узелков из шерстяной пряжи на нитях основы. Такая техника дает возможность передачи большого количества цветовых оттенков. В начале XX века ковровые промыслы стали быстро угасать в связи с появлением фабричных изделий. Ковровые традиции продолжали передаваться в узком семейном кругу, но конкуровать с машинными коврами коллективы мастериц не могли. И через какое-то время русские деревенские интерьеры «украсились» синтетическими поделками с шаблонными узорами «а-ля восток». Т. Б. Васильева Литература: Следующая страница: Русский деревенский ковёр
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |