Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


РукоделиеЛицевое шитьё
Русская вышивка XVI-XVIII веков
Русская вышивка XIX-XX веков
Северное узорное вязание
Русское народное ковроткачество
Русский деревенский ковёр
Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм
Ручное узорное ткачество. XX век
Русское кружево
Русские центры изготовления кружева
Вологодское кружево
Вологодское кружево. Модные традиции
Вологодское кружево. XX век
Металлическое кружево
Русские набивные ткани


Северное узорное вязание

Узорное вязание – один из самых распространённых видов бытового народного рукоделия, возможно поэтому он остался малоизученным. В XIX — ХХ вв. ручное вязание наряду с ткачеством служило для изготовления одежды, а также для украшения предметов быта — одеял, покрывал.

Как самостоятельный вид орнаментального искусства узорное вязание получило большое распространение на Русском Севере, на территории современной Архангельской области. Здесь сложились типы геометрического орнамента, имеющие общие корни с традиционными мотивами узорного ткачества. Суровый климат края вызывал постоянную потребность в теплых шерстяных вещах, особенно в чулках и рукавицах. Им отводилась большая роль в обрядах. Девушки, готовя себе приданое, вязали до сорока пар рукавиц, чтобы в день свадьбы подарить их родне мужа. Не только от холода, но и от всяческих бед и напастей должны были защитить покрытые орнаментами чулки и рукавицы.

Передавая из поколения в поколение приемы вязки и сами узоры, мастерицы из северных деревень донесли до наших дней искусство, столь же необходимое теперь, как и прежде. В современном архангельском вязании продолжают жить геометрические мотивы, воплощающие древние символы и образы народного творчества.

Образцов дореволюционного вязания практически не сохранилось. Одежда интенсивно эксплуатировалась, и многое, что приберегалось лишь для праздников, износилось в годы лихолетий и войн. Вязать же новые образцы варежек, тёплых ботинок, платков, кофт, одеял было некогда, да и некому. Представить красоту и орнаментальное богатство народного творчество можно по образцам, выполненным потомственными мастерицами уже в конце XX века.

Северное узорное вязание. Чулок
Ф.Ф.Осташева. Чулок. 1962.
Русский музей

Орнамент чулка состоит из поперечных полос с рядами мелких геометрических фигур, представляющих собой различные комбинации из углов. Давнее соседство русских и коми и взаимовлияния их культур сказались на орнаментальном искусстве вязания. Отдельные элементы подобных узоров встречаются также на чулках и рукавицах из Лешуконского района.

Северное узорное вязание. Рукавицы
Рукавицы из собрания Русского музея. 1970-1980-е годы.

В рукавицах, как правило, один или два крупных цельных мотива покрывают всю поверхность предмета. Темный узор четко выделяется на светлом фоне или на фоне разноцветных поперечных полос. Характерны также узоры из частей мотивов различного цвета, которые можно «прочитать» рядами. Но и они непременно образуют единый нерасчлененной мотив. Узоры имеют свои местные названия. Очень распространенный мотив солнечного символа называется «знак», «большая звезда», «лапочки в коленках». Фигура из пяти соединенных вершинами ромбиков — «лягушка». Ромб с косым крестом внутри — «околенка». Ромб с продленными сторонами — «меленка». Эти и другие мотивы варьируются в разнообразных комбинациях с «крючками» и «гребешками». Известное в ткачестве геометризованное изображение женской фигуры из ромбов и крючков воплотилось в рукавицах под названием «куколки».

Еще одна отличительная особенность северного вязания — его многоцветность. В подборе цветовых сочетаний отсутствует строгая система. Как правило, вяжут из тех ниток, какие есть в доме. Здесь проявляется индивидуальная фантазия и художественное чутье каждой мастерицы. Сочетания цветов всегда звучные, Контрастные, например, красное с зеленым, синим и желтым. Один из самых любимых у сегодняшних мастериц — ярко-малиновый или, как они говорят, «аленький» цвета.

В узорном вязании с его многоцветием, выражающим радостное восприятие окружающего, древними мотивами, воплощающими извечные представления о жизни, продолжают развиваться исконные черты русского народного искусства. Источник их развития заключается в жизнелюбии и большой душевной щедрости жителей северных сел и деревень, а также в их постоянной тяге к творчеству.

Т. Б. Васильева


Литература:
1. Т.И.Шлык. Кладовая сокровищ. — В кн.: Мезень — край поморский. Архангельск, 1980.
2. Л.С.Грибова. Узорное вязание. — В кн.: Декоративно-прикладное искусство народов коми. М., 1980, с.4, 93 — 98.
3. Т.Б.Васильева. Вязание. - В кн.: Русское народное искусство в собрании Государственного русского музея. Л., 1984, с. 263-264.



Следующая страница: Русское народное ковроткачество



      • Главная   • Рукоделие   • Северное узорное вязание  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта