Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
РукоделиеЛицевое шитьё Русская вышивка XVI-XVIII веков Русская вышивка XIX-XX веков Северное узорное вязание Русское народное ковроткачество Русский деревенский ковёр Ручное узорное ткачество. Полотенца и женский костюм Ручное узорное ткачество. XX век Русское кружево Русские центры изготовления кружева Вологодское кружево Вологодское кружево. Модные традиции Вологодское кружево. XX век Металлическое кружево Русские набивные ткани | Ручное узорное ткачество. XX векК началу XX века ручные производства начали стремительно исчезать, так как продукция механизированных фабрик была дешевле, а требования к парадным костюмам и эстетике бытовых предметов упростились. Фактически, уже в 1920-1930-е годы ручные производства сохранялись лишь силами отдельных энтузиасток, для которых ткачество являлось смыслом жизни и способом самовыражения. Отдельные мастерицы продолжали работать и во второй половине XX века, однако речи о промыслах и уже не шло, ручное ткачество стало художественным творчеством или увлечением, да и популярность обрели такие техники как создание половиков и лоскутных одеял. При этом половики в какой-то мере стали упрощением некогда тонких и точных работ, а лоскутные техники нельзя отнести собственно к ткачеству. Тем не менее, важно сохранение живых традиций ручных рукодельных работ. Закладные ткани выполнялись при помощи нескольких утков. Каждый уток выкладывал свою часть узора или фона. Орнамент „закладов" напоминает цветную инкрустацию: его фигуры очерчены уступчатой линией, как бы врезающей узор в фон. Большой интерес представляют ткани Тамбовской и Тверской губерний, выполненные в XIX в. в технике закладного ткачества.
В Тамбовской губернии такими тканями украшали предметы одежды. Женская рубаха сложного покроя с косыми роликами расшита тонкими узорными полосками на плечах и груди.
В закладном ткачестве Бежецкого уезда Тверской губернии преобладают неширокие концы полотенец. Они украшены то крупными ромбическими узорами, создающими мощное цветовое пятно, то «мозаичными» композициями из миниатюрных элементов. В конце XIX в. мастерицы любили окрашивать шерстяную пряжу яркими анилиновыми красителями. Интенсивность цвета, широкая палитра красочных сочетаний стали характерной особенностью бежецких тканей.
Множеством цветовых оттенков переливается и мерцает полотенце из Верейского уезда Московской губернии. Узорные цветные полосы чередуются на его концах с густо нашитми шелковой тесьмой и бахромой, металлическими блестками. Полосы усеяны рельефными ромбиками и крестами, заштрихованы тонкими линиями узорных швов.
Неотъемлемой частью женской и мужской одежды были пояса. Много поясов поступило в музей из экспедиций в Архангельскую, Вологодскую, Костромскую области. Техника их изготовления различна — ткачество, плетение, и вязание; разнообразны и материалы (шерсть, шелк, металлические нити) и цветовое решение. Все это делает пояса не похожими друг на друга. Более распространены пояса, затканные красными узорами побелому фону. Миниатюрные ромбы, гребенчатые фигуры равномерно чередуются по всей длине. Иногда в узор включаются изображения женских фигур. Это связано с ролью поясов в сватовстве и свадебных обрядах. Ими одаривали родню, украшали свадебный поезд. На поясе из Тотемского уезда Вологоской вытканы фигурки с ветвистыми рогами. Изображения геометризованы, условны, но в них отразилась непосредственные жизненные наблюдения. Особенно нарядно украшались концы поясов: кистями, бахромой, пушистыми шариками, целыми композициями и переплетенных шнуров. В Новгородской, Псковской, Костромской губерниях было развито многоремизное ткачество. В собрании музея хранятся десятки скатертей и полотнищ ткани с разнообразными геометрическими узорами, застилающими поверхность лёгкими штрихами, комбинациями ромбов, квадратов, звезд. Некоторые узоры напоминают расходящиеся по воде круги или венчики цветов с округлыми лепестками. Фактура узоров выявляется чередованием гладких и рельефных фигур, в которых преобладает цвет утка или основы. Они по-разному отражают свет и кажутся то матовыми, то блестящими. Эти особенности придают узорам динамичность и ритмическое богатство. Коллекция узорных тканей в Русском музее постоянно пополняется новыми экспонатами. С каждым годом становится все труднее отыскать вещи XIX — начала ХХ века, зато чаще поступают в музей произведения современных мастеров. Ручной ткацкий стан и теперь еще можно видеть во многих деревенских домах. Иногда он бездействует, молчаливо храня секреты мастерства. Но все больше старинных станков оживают под руками ткачих. Во всех районах России в наши дни получили распространение дорожки-половики. Их выполняют из фабричных тканей, разрезанных на узкие длинные лоскуты, варьируя цвет и ширину полос, используя оригинальные технические приемы.
В тульском половике узкие красные, розовые, синие полосы перемежаются прерывистыми яркими линиями. В северных областях предпочитают сдержанные цвета, широкие полосы, то мерцающие переливами красок, то словно расчерченные четкими узорами.
Ткачихи Шенкурского района Архангельской области создали особенный местный вид половиков-ковров, выполненных в технике закладного ткачества (ил. 76). Крупный орнамент в виде уступчатых ромбов получил название «пироги».
На Севере приобрели особую популярность лоскутные коврики и покрывала. Их выразительные композиции, как мозаичные панно, складываются из мелких квадратов и полос пестрых тканей. Среди сдержанных по цвету текстильных изделий Русского Севера архангельские тканые и лоскутные ковры выделяются яркой цветовой гаммой. О своей работе ткачихи говорят с любовью: «Кросна мои [ткацкий стан] — как будто что-то радостное в жизни». Изготовление тканей всегда было вызвано не только необходимостью создавать предметы обихода и одежду, но и потребностью в творчестве.
Литература: Следующая страница: Русское кружево
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |