Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художник Иван Голиков
Мстера. Лаковая миниатюра
Мстера. Коллекция Русского музея
Холуй. Коллекция Русского музея
Прялки расписные и резные
Росписи по дереву XVII века
Вологодская роспись
Олонецкая роспись
Северодвинские росписи
Пермогорская роспись
Мезенская и пижемская росписи
Живописный тип росписи по дереву XIX века
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Жостово. Расписные подносы
Нижний Тагил. Расписные подносы





Народная и прикладная живопись

В русской лаковой живописи сложились два направления. К одному из них принадлежат подмосковные лаки, с центрами живописи маслом по папье-маше в Федоскине и по металлу в Жостове, сформировавшиеся в XIX в. Другое направление искусство живописи темперой по папье-маше в поселках Палех и Холуй Ивановской области и Мстера Владимирской области. Оно возникло в 1920-1930-е гг. на основе традиций древней иконописи, развитой в этой местности.

Каждый из этих центров прошел свой путь развития, в каждом сформировалась собственная художественная система. Но есть и общие, присущие им закономерности и особенности. Миниатюрная и декоративная живопись основана на строгой последовательности приемов, выработанной поколениями мастеров. Композиции, украшающие шкатулки, ларцы, подносы, всегда согласованы с формой предметов. Черный блестящий фон подчеркивает выразительность силуэтов изображений, усиливает цветовые звучания.

Федоскино. Художественная лаковая миниатюраФедоскино. Художественная лаковая миниатюра  
Родина русских лаков — село Федоскино. Расписные табакерки, коробочки, чайницы, подносы были неотъемлемой частью русского быта XIX в. Секрет создания легкого и прочного материала папье-маше прессованного и проклеенного картона, покрытого лаком, русский купец П.И. Коробов привез из Германии. В последние годы XVIII в. он открыл под Москвой фабрику, где и началось производство лаковых изделий. В 1818 г. фабрика перешла к его зятю - П.В. Лукутину. Он, а впоследствии его сын и внук, продолжили дело развития миниатюрной живописи.

Палех. Художественная лаковая миниатюраПалех. Художественная лаковая миниатюра  
В 1927 г. члены Артели древней русской живописи по заказу Совнаркома исполнили ряд работ для выставки художественных произведений к десятой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. Темы миниатюр, отражающие современность, были предложены А.В.Бакушинским, известным ученым, исследователем искусства Палеха. После выставки, прошедшей в Москве в январе 1928 г., произведения были переданы в Третьяковскую галерею и Русский музей.

Палех. Художник Иван ГоликовПалех. Художник Иван Голиков  
Поэтическое и песенное слово дали внутренний импульс стилистике палехской миниатюры, восходящей к живописи Древней Руси - иконописи. Оставаясь в ее традициях, Голиков ищет эмоцию, которая бы выражала дух времени, достигая высокой пластической цельности. С одной стороны, эмоциональная выразительность, лиризм, с другой — символизм. И в каждом случае — свой неповторимый ритм, диктуемый содержанием замысла. Орнаментальность и есть выражение этого ритма: движение сюжета, смазывание сказки рождает ритмику живописного иносказания.

Мстера. Лаковая миниатюраМстера. Лаковая миниатюра  
Мcтерские миниатюры прежде всего привлекают своей особой живописностью: словно бы многоцветные панно положены на черную гладь коробочек, вглядишься и развернется целый мир полусказки, полуяви... Сказочные всадники преследуют оленей по неведомой земле среди кремнистых скал и невиданных деревьев. Русские воины бьются с татарскими полчищами у стен древних городов. Красные плотогоны мчатся по зеленому потоку.

Мстера. Коллекция Русского музеяМстера. Коллекция Русского музея  
Коллекция лаковой миниатюры Мстеры в Русском музее невелика, но она раскрывает разные грани своеобразной художественной системы этого центра, показывает историю становления и развития промысла.

Холуй. Коллекция Русского музеяХолуй. Коллекция Русского музея  
В небольшом собрании лаковой миниатюры Холуя в Русском музее преобладают произведения 1960 — 1970-х гг., и лишь две работы относятся к раннему периоду становления этого самобытного центра.

Прялки расписные и резныеПрялки расписные и резные  
Одним из самых развитых в XIX веке был, безусловно, прялочный промысел. Почти в каждой области России были крупные центры, где в огромном количестве производились прялки — самые необходимые предметы крестьянского быта. Их украшали и росписью, и резьбой, техника которой была тоже очень разнообразна. Среди известных центров русской крестьянской росписи совершенно особое место занимает Пермогорье на Северной Двине. Мастера Пермогорья по белому фону прялки наносили яркий растительный узор, среди которого размещали целые жанровые сцены и сложные композиции, связанные между собой в единый рассказ. Прялки другого крупного центра на Северной Двине - Борка — расписывались еще более нарядно. Там применяли даже золото. Но в борецких прялках жанровые композиции менее разнообразны. В основном это праздничное катание в саночках.

Росписи по дереву XVII векаРосписи по дереву XVII века  
Деревянные изделия, украшенные росписью, составляют значительную часть собрания отдела народного искусства Государственного Русского музея. Хронологически они охватывают период от XVII в. до 1970-х. Ранние - свечной шкаф и ковш, так называемый скопкарь с двумя ручками. К XVIII в. относится не более десятка памятников.

Вологодская росписьВологодская роспись  
Исследователи относят истоки этого вида росписи к допетровскому времени, видят в ней художественные традиции графических росписей. Действительно, при всей самобытности стиля круг образов, растительные мотивы, особенности цветовой гаммы — все заставляет видеть истоки росписей лубяных коробов в росписях устюжских сундуков и ларцов XVII в.

Олонецкая росписьОлонецкая роспись  
В изделиях XVIII в. был еще один тип росписей — живописный, с красочными мазками, вплавлениями одного цвета в другой, отчего характер изображений становился объемным. Районы распространения этого типа росписей в XVIII в.— Олонецкая губерния и Верхнее Поволжье с прилегающими к нему территориями Ярославской и Костромской губерний. Этот тип народных росписей впитал живописную культуру Древней Руси, опирался на традиции иконописного мастерства и книжной поморской миниатюры, культивируемой в старообрядческой среде.

Северодвинские росписиСеверодвинские росписи  
Среди произведений XIX в. в собрании музея преобладают вещи с Северной Двины. Это закономерно, так как производство всевозможной утвари и роспись как способ украшения деревянных изделий существовали здесь на протяжении более трехсот лет. Его главные центры — Пермогорье, Нижняя Тойма, Пучуга, Борок — расположены по верхнему и среднему течению Северной Двины. Процветание ремесла стимулировала близость к высокоразвитым очагам художественной культуры на Севере, городам Великому Устюгу, Сольвычегодску, Холмогорам и Архангельску.

Пермогорская росписьПермогорская роспись  
Наиболее развитой и по составу расписываемых предметов, и по содержательности и разнообразию форм орнаментации признана пермогорская роспись. Декоративный стиль ее развивался под сильным влиянием устюжских эмалей, устюжского чернения по серебру, резьбы по бересте, расписной финифти Сольвычегодска.

Мезенская и пижемская росписиМезенская и пижемская росписи  
Коллекция предметов, украшенных мезенской росписью, разнообразна. Тут и ложки, и короба с крышками, служившие укладками для домашних вещей и одежды, и хлебенки для хранения съестных припасов, и лукошки. Но главный предмет, в котором с особой полнотой проявилась художественная концепция искусства мезенской росписи,— прялка. На лицевой стороне лопасти прялки узор располагается поярусно. Вверху ряды птиц. Ниже, среди полос геометрического орнамента, ряды оленей и коней.

Живописный тип росписи по дереву XIX векаЖивописный тип росписи по дереву XIX века  
Живописный тип росписи XIX в. представлен в собрании Русского музея прежде всего на резных раскрашенных предметах, где исполненные кистью масляной краской живописные розы, фантастические цветы служат лишь дополнением убранства. Ряд известных в прошлом центров представлен единичными образцами. Это несколько расписных ковшей из Костромской губернии, возможно, из села Мискова, а также шкаф с Северной Двины, расписанный вятским мастером-отходником.

Городецкая росписьГородецкая роспись  
Особняком стоит стилистически яркая, изысканная роспись деревянных изделий, развившаяся в 1870 — 1980-х гг. в районе старинного промысла нижегородских резных прялочных донец в деревнях по реке Узоле недалеко от Городца.

Хохломская росписьХохломская роспись  
На Волге есть еще один очаг росписи по дереву, который в советское время, особенно в 1960 — 1970-е гг., получил всемирную известность и признание. Это город Семенов и село Семино Ковернинского района Горьковской области. Здесь родина «золотой хохломы». Роспись получила такое название по имени села Хохлома, где в прошлом веке продавали токарные, расписанные травами по «золоту» изделия нижегородских мастеров.

Жостово. Расписные подносыЖостово. Расписные подносы  
В истории русских лаков важная роль принадлежит династии подмосковных мастеров Вишняковых. В мастерских в деревнях Осташково и Жостово создавались не только изделия из папье-маше, но и металлические подносы. Цветочная роспись принесла широкую известность жостовским подносам. К числу ранних произведений относится овальный поднос с букетом на светлом фоне. Он выполнен в 1870-е гг. в мастерской О. Ф. Вишнякова с сыновьями. По полю подноса свободно раскинулись тонкие гибкие ветви, согнувшиеся под тяжестью крупных цветов. Они написаны живо и естественно, кажется, что их слегка раскачивает дуновение ветра.

Нижний Тагил. Расписные подносыНижний Тагил. Расписные подносы  
Образцом искусства Нижнего Тагила конца XVIII в. является большой овальный поднос с изображением жанровой сцены, выполненной, очевидно, по живописному или графическому оригиналу. Тагильские подносы этого времени массивны, с высоким бортиком. Их не выковывали из цельного листа, как жостовские, а клепали, соединяя прочным ободком борта и дном. В XIX в. сюжетные композиции были вытеснены натюрмортами, изображениями цветов. Уральские мастера выработали приемы однослойной живописи с тональными переходами цвета, близкой народным росписям на прялках, сундуках и других бытовых предметах.





      • Главная   • Народная и прикладная живопись  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта