Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художник Иван Голиков
Мстера. Лаковая миниатюра
Мстера. Коллекция Русского музея
Холуй. Коллекция Русского музея
Прялки расписные и резные
Росписи по дереву XVII века
Вологодская роспись
Олонецкая роспись
Северодвинские росписи
Пермогорская роспись
Мезенская и пижемская росписи
Живописный тип росписи по дереву XIX века
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Жостово. Расписные подносы
Нижний Тагил. Расписные подносы





Жостово. Расписные подносы.

Вот второй половине XVIII века стали популярными миниатюрные росписи всевозможных предметов обихода. Галантная эпоха и улучшение качества жизни основной массы населения способствовало проникновению в купеческую, ремесленническую и крестьянскую среду новых аристократических веяний и стремления к тонкости, изысканности декора предметов обихода, интерьера, мебели. Почва для этого была весьма благодатной, так как росписи всевозможных предметов, а также интерьеров уже были популярны и привычны. Новая художественная мода способствовала развитию мастерства живописцев, усложнению сюжетов и композиций, перенесению традиционных росписей на новые материалы и изделия.

В истории русских лаковых росисей важная роль принадлежит династии подмосковных мастеров Вишняковых. В их мастерских в деревнях Осташково и Жостово создавались многочисленные изделия из папье-маше, и лаковые миниатюры работы Вишняковых украшали весьма разнообразные предметы. На кошельках, очешниках, щеточках, запонках, чайницах встречаются сложные пейзажи с тройками на дорогах, с домиками и фигурками людей, сцены чаепитий.

Жостовский промысел росписи подносов возник как часть общего промысла росписи изделий из папье-маше. Подносы из папье-маше при всей своей декоративности не могли выдерживать конкуренции с металлическими подносами уральских мастеров, и в Жостове перешли на роспись металлических подносов. Постепенно именно роспись подносов стала ведущим направлением промысла.

Расписной поднос. Мастерская В.О.Вешнякова.
Поднос. Мастерская В.О.Вешнякова
Осташково Московской губ. 1880-е годы.
Государственный Русский музей

Произведения мастеров Жостова XIX — начала ХХ в. представлены в собрании Русского музея не только подносами с живописными букетами, но и сюжетными композициями со сценками из русского быта, близкими миниатюрам на папье-маше. Но все же именно цветочная роспись принесла широкую известность жостовским подносам. К числу ранних произведений относится овальный поднос с букетом на светлом фоне. Он выполнен в 1870-е гг. в мастерской О. Ф. Вишнякова с сыновьями. По полю подноса свободно раскинулись тонкие гибкие ветви, согнувшиеся под тяжестью крупных цветов. Они написаны живо и естественно, кажется, что их слегка раскачивает дуновение ветра. Нежный фон цвета слоновой кости воспринимается как своего рода воздушная среда. Цветы, листья, стебли окружены прозрачными тенями, которые словно приподнимают букет над фоном.

Расписной поднос. Мастерская О.Ф.Вешнякова с сыновьями
Поднос овальный. Мастерская О.Ф.Вешнякова с сыновьями
Жостово Московской губ. 1870-е годы.
Государственный Русский музей

Рядом с работами старейших живописцев в Русском музее хранятся и экспонируются лучшие произведения художников Жостовской фабрики декоративной росписи второй половины XX века. Каждый из них имеет свой творческий почерк, который можно узнать по характерным приемам письма, излюбленным композициям, манере изображения отдельных цветов.

Н.П.Антипов. Расписной поднос с инкрустацией перламутром. Жостово. 1972
Н.П.Антипов. Поднос круглый с инкрустацией перламутром
Жостово Московской обл. 1972.
Государственный Русский музей

Художник Н.П.Антипов в круглом подносе 1972 г. применяет старинный прием инкрустации перламутром. Угловатая форма перламутровых вставок подсказала условный характер цветов, напоминающих нарциссы и анютины глазки. Используя естественный цвет перламутра, художник почти не трогает краской лепестки. Золотистые листья объединяют эти светящиеся хрупкие цветы в букет округлой формы.

Е.П. Лапшин. Расписной поднос Юбилейный. Жостово. 1976
Е.П. Лапшин. Поднос "Юбилейный"
Жостово Московской обл. 1976.
Государственный Русский музей

Поднос "Юбилейный" 1976 г., выполненный Е.П. Лапшиным, поступил в Русский музей после выставки "Жостовский расписной поднос. К 150-летию промысла". Цветы, собранные в гирлянды, лежат на поле подноса свободно, в естественных поворотах. Крупные розы в самой пышной поре цветения словно светятся изнутри. Это одно из самых эмоционально выразительных произведений в искусстве Жостова 1970-х годов.

Б.В.Графов. Расписной поднос Утро. Жостово. 1980
Б.В.Графов. Поднос "Утро"
Жостово Московской обл. 1980.
Государственный Русский музей

В подносе "Утро" 1980 г. художника Б.В.Графова нежные сиреневые ирисы, палевые розы, белые пионы на холодном мерцающем синем фоне создают ощущение рассветной свежести природы. Жостовские подносы — это не только декоративные натюрморты. Художники вкладывают в изображения цветов глубокое образное содержание, выражают в них свое отношение к жизни, природе.

Литература:
•  М.А.Сорокина. Т. Б. Васильева. Лаковая миниатюра и декоративная живопись - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
•  Б.И.Коромыслов. Жостовская роспись. М., 1977;
•  И.Я.Богуславская, Б.В.Графов. Искусство Жостова. Л., 1979.



Следующая страница: Нижний Тагил. Расписные подносы



      • Главная   • Народная и прикладная живопись   • Жостово. Расписные подносы  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта