Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художник Иван Голиков
Мстера. Лаковая миниатюра
Мстера. Коллекция Русского музея
Холуй. Коллекция Русского музея
Прялки расписные и резные
Росписи по дереву XVII века
Вологодская роспись
Олонецкая роспись
Северодвинские росписи
Пермогорская роспись
Мезенская и пижемская росписи
Живописный тип росписи по дереву XIX века
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Жостово. Расписные подносы
Нижний Тагил. Расписные подносы





Олонецкая роспись

В изделиях XVIII в. был еще один тип росписей — живописный, с красочными мазками, вплавлениями одного цвета в другой, отчего характер изображений становился объемным. Районы распространения этого типа росписей в XVIII в.— Олонецкая губерния и Верхнее Поволжье с прилегающими к нему территориями Ярославской и Костромской губерний. Этот тип народных росписей впитал живописную культуру Древней Руси, опирался на традиции иконописного мастерства и книжной поморской миниатюры, культивируемой в старообрядческой среде.

Створки шкафчика. XVIII в. Олонецкая роспись
Створки шкафчика. XVIII в.
Государственный Русский музей

Типичным образцом такой росписи является композиция на створках шкафчика: два вазона с букетами нежных стилизованных цветов вроде тюльпанов, сохраняющих прелесть и убедительность реальных растений. Близкой по сюжету, а отчасти и по его трактовке оказывается роспись внутренней стороны нижней дверцы шкафа, датируемого 1730 — 1740-ми гг., и филенки шкафчика конца XVIII в. из Государственного Исторического музея. Роспись створок из Русского музея занимает срединное по времени положение в ряду этих памятников.

Подвесной шкафчик. Конец XVIII в. Олонецкая роспись
Подвесной шкафчик. Конец XVIII в.
Олонецкая губерния.
Государственный Русский музей

Подвесной шкафчик. Внутренняя сторона дверцы. Конец XVIII в. Олонецкая роспись
Внутренняя сторона дверцы подвесного шкафчика

К олонецкой школе росписи относится подвесной шкафчик конца XVIII в. Его боковые стенки украшают изображения древа барочного характера с голубем на вершине. Замечательна и роспись дверцы: белоснежная птица Сирин с нежным девичьим лицом сидит на райском древе в цветах и яблоках, внизу поместилась фигурка женщины в одежде XVIII в. Реальная женщина засмотрелась на сказочную птицу, заслушалась ее райским пением. На внутренней стороне дверцы изображены два пылающих окрыленных сердца в окружении цветов. Роспись шкафчика выражает свадебную символику, заимствованную из книги «Символы и Емблемата».

В характере росписи чувствуется влияние светской живописи и иконописной культуры XVIII в., наряду с очень заметным воздействием стиля книжной миниатюры и печатных листов Выгорецкого монастыря. Именно с этими явлениями связывают исследователи олонецкую роспись, особенно памятники, где изображается птица Сирин.


Н.В.Тарановская

Литература:
•  Н.В.Тарановская. Роспись по дереву - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
•  В.М.Василенко. Народное искусство. Избранные труды о народном творчестве Х — ХХ веков. М., 1974.
•  В. Н. Белицер. Народное изобразительное искусство Коми. — Краткие сообщения Института этнографии. Вып. 10. М.— Л., 1950.
•  А.И.Некрасов. Русское народное искусство. М., 1924.



Следующая страница: Северодвинские росписи



      • Главная   • Народная и прикладная живопись   • Олонецкая роспись  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта