Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художник Иван Голиков
Мстера. Лаковая миниатюра
Мстера. Коллекция Русского музея
Холуй. Коллекция Русского музея
Прялки расписные и резные
Росписи по дереву XVII века
Вологодская роспись
Олонецкая роспись
Северодвинские росписи
Пермогорская роспись
Мезенская и пижемская росписи
Живописный тип росписи по дереву XIX века
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Жостово. Расписные подносы
Нижний Тагил. Расписные подносы





Северодвинские росписи

Среди произведений XIX в. в собрании отдела народного искусства Русского музея преобладают вещи с Северной Двины. Это закономерно, так как производство всевозможной утвари и роспись как способ украшения деревянных изделий существовали здесь на протяжении более трехсот лет. Его главные центры — Пермогорье, Нижняя Тойма, Пучуга, Борок — расположены по верхнему и среднему течению Северной Двины. Процветание ремесла стимулировала близость к высокоразвитым очагам художественной культуры на Севере, городам Великому Устюгу, Сольвычегодску, Холмогорам и Архангельску. Немало тому способствовали и экономические особенности жизни края: процесс обезземеливания крестьян, вынуждавший их заниматься ремеслами, и активная ярмарочная торговля, главным центром которой был Великий Устюг.

Местные графические росписи XVIII — ХIХ вв. унаследовали характерные признаки этого искусства, сложившиеся еще в XVII в.: плоскостный характер росписей, прорисовку контуров, четко выделявшихся на светло-охристом, белом, иногда зеленом фоне; сочетание растительного узора с геометрическими мотивами кругов, треугольников, характерное начертание цветов типа крин, веерообразных листьев, округлых зубцов в изгибах ветвей. Сохранилась и традиционная цветовая гамма. Внутри контуров узор заполнялся желтой, красной, зеленой, иногда синей краской. Техника росписи также в основном не менялась: работали красками на яичном желтке по грунтовке.

Типовое единство позволило исследователям объединить эти росписи под общим названием северодвинских. Однако каждый из центров можно рассматривать и как отдельную школу графической росписи со своими неповторимыми стилистическими признаками.

Пермогорская роспись в отдельной статье на нашем сайте

Интерес к изображению реальной жизни был так велик у народных мастеров, что жанровые сцены потеснили растительный орнамент, отодвинули его к краям украшаемых поверхностей. К концу XIX в. орнамент вновь обильно покрывает предметы, становится то изощренно-измельченным, то спокойно и уравновешенно раскидывает побеги.

Этот путь развития характерен и для другого старинного центра росписи — Борка. Борецкая роспись отличается от пермогорской большей звучностью красок, особенно в конце XIX в., когда под фоны стали применять сусальное золото, а светлый фон приобрел особую белизну. Огнем загоралась на нем киноварь ветвей и полыхали красные кони, бьющие копытом в узорные рамки, окружавшие сцены праздничных катаний.

Прялки. Пермогорье и Борок. XIX век
Справа: Прялка. Мастер из семьи Амосовых.
1889 год. Борок Архангельской губернии.
Государственный Русский музей

Искусство Борецкой росписи представлено в музее, главным образом, прялочной росписью 1880 — 1920-х гг., исполнявшейся мастерами из семьи Амосовых, дугами 1870 — 1880-х гг. Их, по-видимому, также расписывали Амосовы, в частности, глава этой талантливой семьи живописцев Матвей Гаврилович. Дуга 1886 г. — образец работы этого мастера.

Дуга. 1886 год. Мастер М.Г.Амосов. Борецкая роспись
Дуга. 1886 год. Мастер М.Г.Амосов.
Борок Архангельской губернии.
Государственный Русский музей

Дуга. XIX век. Северодвинская роспись
Дуга. XIX век.
Район Северной Двины
Государственный Русский музей

Роспись согласно местной традиции подчинена плоскости. Графические разделки появляются только в деталях. Роспись дуг показывает, что наряду с графическим стилем на Двине существовало и живописное направление, близкое по характepy к росписям Заонежья и Вятки, откуда в неурожайные годы приходили маляры расписывать избы.

Туеса. XIX век. Верхняя Уфтюга Вологодской губернии
Туеса. XIX век.
Верхняя Уфтюга Вологодской губернии
Государственный Русский музей

Лукошко. 1920-е гг. Красноборский район
Лукошко. 1920-е гг.
Красноборский район Архангельской области
Государственный Русский музей

На притоке Северной Двины — Верхней Уфтюге — был развит промысел по изготовлению берестяных лукошек и туесов. Уфтюгская роспись на этих предметах сочетает приемы свободных кистевых мазков с рисунком тетеревиным пером (современные мастера работают стальными перьями). Живопись и графика, смелое введение цвета, композиционный принцип расположения росписей отдельными группами, ограниченность мотивов (ветвь, птица) определяют своеобразие стиля уфтюгской росписи (ил.53, 54).


Н.В.Тарановская

Литература:
•  Н.В.Тарановская. Роспись по дереву - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
•  Н.В.Тарановская. Северные расписные дуги. — В кн.: Музей народного искусства и художественные промыслы. Сборник трудов НИИХП. Вып. 5. М., 1972.
•  О. В. Круглова. Северодвинские находки. — Декоративное искусство СССР, 1960, № 3.
•  Н.В.Тарановская. Народное искусство Архангельской области.— Краткие сообщения Института этнографии. Вып. 37. М., 1962
•  И.П.Работнова, В.М.Вишневская, Л.А.Кожевникова. Народное искусство Архангельской области. Сборник трудов НИИХП. Вып. 1. М., 1962



Следующая страница: Пермогорская роспись



      • Главная   • Народная и прикладная живопись   • Северодвинские росписи  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта