Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художник Иван Голиков
Мстера. Лаковая миниатюра
Мстера. Коллекция Русского музея
Холуй. Коллекция Русского музея
Прялки расписные и резные
Росписи по дереву XVII века
Вологодская роспись
Олонецкая роспись
Северодвинские росписи
Пермогорская роспись
Мезенская и пижемская росписи
Живописный тип росписи по дереву XIX века
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Жостово. Расписные подносы
Нижний Тагил. Расписные подносы





Мстера. Коллекция Русского музея

Коллекция лаковой миниатюры Мстеры в Русском музее невелика, но она раскрывает разные грани своеобразной художественной системы этого центра, показывает историю становления и развития промысла. Среди расписанных темперой предметов из дерева, созданных в Артели древней русской живописи в послереволюционные годы, привлекают внимание два уникальных экспоната лоток и кубышка. В них воплотились первые опыты мстерцев в области сюжетной миниатюры, продолженные позже в новом материале - папье-маше.

Н.П.Клыков. Лоток. Мстера
Н.П.Клыков (?). Лоток. Конец 1920-х гг.
Мстера Владимирской обл.
Государственный Русский музей

Содержанием для них послужили распространенные в русском лубке второй половины прошлого столетия сюжеты романса «Под вечер осенью ненастной...» и стихов А.Кольцова «Песня пахаря», «Косарь», «Раздумье молодца». Простота и ясность композиций, графическая четкость контурного рисунка сближают эти произведения с характером народной картинки. Но от последней их отличают большая живописность и ярко выраженное лирическое чувство.

Н.П.Клыков. Кубышка. Мстера
Н.П.Клыков (?). Кубышка. Конец 1920-х гг.
Мстера Владимирской обл.
Государственный Русский музей

Автором росписи лотка и кубышки, очевидно, был художник-иконописец. Возможно, это Н.П.Клыков. Он первым из мстерцев еще в 1920-е гг. начал писать на папье-маше. Творчество Клыкова 1930-1940-х гг. заложило основы своеобразного художественного языка мастерской миниатюры.

Н.П.Клыков. Шкатулка «Дубровский». Мстера
Н.П.Клыков. Шкатулка «Дубровский». 1940 г.
Мстера Владимирской обл.
Государственный Русский музей

К числу подлинных шедевров художника принадлежит шкатулка «Дубровский» 1940 г. В ней ярко проявился творческий метод Клыкова, заключающийся в органическом соединении образов реального мира с элементами декоративной условности. Принцип белильной подготовки художник использует для отображения естественной световоздушной среды, в которой действуют герои литературного произведения. В целях достижения декоративности Клыков заменяет реальное пространство условным, «театральным», разбивая его на несколько четко выделенных планов. Художник опирается на глубокое знание древнерусских иконописных принципов и колористических приемов европейской живописи.

И.А.Фомичев. Шкатулка «Капитан Копейкин на приеме». Мстера
И.А.Фомичев. Шкатулка «Капитан Копейкин на приеме». 1964 г.
Мстера Владимирской обл.
Государственный Русский музей

Яркую и своеобразную страницу в историю Мстеры вписал художник И.А.Фомичев. В его творчестве нашла выражение подлинно народная струя мастерской миниатюры, что сказывается прежде всего в непосредственности трактовки сюжетов. Духу народного «примитива» отвечает и авторская манера живописи художника подчеркнуто плоскостная, линейная. Благодаря же собственной системе наложения бликов, исключительному пониманию роли цветовых акцентов, Фомичев добивался объемности отдельных элементов композиции. Все это можно отметить в живописи на шкатулке «Капитан Копейкин на приеме» 1964 г.

Е.В. Юрин. Шкатулка «Фрукты». Мстера
Е.В. Юрин. Шкатулка «Фрукты». 1953 г.
Мстера Владимирской обл.
Государственный Русский музей

В мастерской миниатюре получила развитие еще одна интересная ветвь — орнаментальная. Основоположник ее художник Е.В. Юрин, творчество которого представлено в Русском музее рядом значительных произведений. Шкатулка «Фрукты» 1953 — 1954 rr. одна из лучших работ художника — содержит уникальные черты «юринского» орнамента: чувство меры, простоту и ясность и вместе с тем пышность и богатство, достигнутые виртуозным, тонким письмом твореным золотом и темперой, исполненным с большой свободой.

М.К.Дмитриева. Шкатулка «Весна в царстве Берендеев». Мстера
М.К.Дмитриева. Шкатулка «Весна в царстве Берендеев». 1954 г.
Мстера Владимирской обл.
Государственный Русский музей

В сложный для промыслов период 1940 — 1950-х гг., когда Мстеру, как и другие центры лаковой миниатюры, захлестнула волна «станковизма», работала интересная мастерская художница М.К.Дмитриева. В живописи шкатулки «Весна в царстве Берендеев» получили развитие декоративные принципы. Несмотря на известную станковость построения, на первый план выступает общий декоративный строй композиции. Как и во всех миниатюрах этих лет, в произведении Дмитриевой большое место отведено пейзажу, в котором запечатлена Мистера живописный поселок с холмистыми далями, речками, приземистыми деревянными домиками.

А.М. Крылов. Ларчик «Слово о полку Игореве». Мстера
А.М. Крылов. Ларчик «Слово о полку Игореве». 1971 г.
Мстера Владимирской обл.
Государственный Русский музей

А.М. Крылов. Ларчик «Слово о полку Игореве». Мстера
А.М. Крылов. Ларчик «Слово о полку Игореве». Фрагмент. 1971 г.
Мстера Владимирской обл.
Государственный Русский музей

Одну из граней многообразной лаковой миниатюры Мстеры представляет творчество А.М. Крылова. Его ларчик «Слово о полку Игореве» 1971 г. - явление исключительное для данного промысла, так как здесь в отличие от Палеха не получило развития украшение живописью предметов столь миниатюрных форм. Вместе с тем в этом произведении очевидно стремление художника показать свое высокое профессиональное мастерство и уникальные возможности миниатюры как вида искусства.

Произведения мастерской лаковой миниатюры из собрания Русского музея можно рассматривать как этапные, имеющие особую историческую и художественную ценность в творческой жизни промысла.


М. А. Сорокина, Т. Б. Васильева

Литература:
•  М.А.Сорокина. Т. Б. Васильева. Лаковая миниатюра и декоративная живопись - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
•  А.В.Бакушинский, В.М.Василенко. Искусство Мстеры. М., 1934.
•  Б.И. Коромыслов. Лаковая миниатюра Мстеры. Л., 1972.
•  Б.И.Коромыслов. Шкатулки Клыкова. М., 1962.



Следующая страница: Холуй. Коллекция Русского музея



      • Главная   • Народная и прикладная живопись   • Мстера. Коллекция Русского музея  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта