Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художник Иван Голиков
Мстера. Лаковая миниатюра
Мстера. Коллекция Русского музея
Холуй. Коллекция Русского музея
Прялки расписные и резные
Росписи по дереву XVII века
Вологодская роспись
Олонецкая роспись
Северодвинские росписи
Пермогорская роспись
Мезенская и пижемская росписи
Живописный тип росписи по дереву XIX века
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Жостово. Расписные подносы
Нижний Тагил. Расписные подносы





Живописный тип росписи XIX века

Живописный тип росписи XIX в. представлен в собрании Русского музея прежде всего на резных раскрашенных предметах, где исполненные кистью масляной краской живописные розы, фантастические цветы служат лишь дополнением убранства. Ряд известных в прошлом центров представлен единичными образцами. Это несколько расписных ковшей из Костромской губернии, возможно, из села Мискова, а также шкаф с Северной Двины, расписанный вятским мастером-отходником. Вятские мастера приходили на заработки в хлебные места Подвинья вплоть до 1920-х гг., как, например, мастер Иван Юркин, расписывавший дома в деревнях на реке Верхней Уфтюге.

Ковш-скопарь. XIX в. Костромская губ.
Ковш-скопарь. XIX в.
Костромская губ.
Государственный Русский музей

Шкаф. 1892 год. Шенкурский уезд Архангельской обл.
Шкаф. 1892 год.
Шенкурский уезд Архангельской обл.
Государственный Русский музей

Фрагмент росписи шкафа. 1892. Шенкурский уезд Архангельской обл.
Фрагмент росписи шкафа. Боковая стенка.

Высоким художественным уровнем отличаются прялки из районов бывшей Олонецкой губернии. Полнее всего представлена в собрании живопись на прялках из Каргопольского уезда. Пышный цветочный орнамент, исполненный приемами управления белильных мазков в мазки, проложенные красной, синей краской по зеленому или красному фону (иногда голубому), сочетается часто с раскраской резных деталей прялок.

Лопасть прялки. 1897. Каргопольский уезд Олонецкой губ.
Лопасть прялки. 1897.
Каргопольский уезд Олонецкой губ.

Но есть и прялки, украшенные одной росписью. Исследователи предполагают, что и искусство декоративной живописи на Севере, так называемые свободные кистевые росписи, имеют давние традиции и стилистическую общность, хотя и развивались в различных центрах.

Олонецкая роспись в отдельной статье на нашем сайте



Н.В.Тарановская

Литература:
•  Н.В.Тарановская. Роспись по дереву - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
•  В.М.Вишневская. Свободные кистевые росписи. — В кн.: Русское народное искусство Севера. Л., 1968.
•  З.П.Попова. Расписная мебель. — В кн.: Сокровища русского народного искусства. Резьба и роспись по дереву. М., 1967.
•  Н.В.Тарановская, Н.В.Мальцев. Русские прялки. Л., 1970
•  В.А.Барадулин. Отхожий малярный промысел на Среднем Урале. Сообщения ГРМ. Вып. 11. М., 1976



Следующая страница: Городецкая роспись



      • Главная   • Народная и прикладная живопись   • Живописный тип росписи по дереву XIX века  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта