Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художник Иван Голиков
Мстера. Лаковая миниатюра
Мстера. Коллекция Русского музея
Холуй. Коллекция Русского музея
Прялки расписные и резные
Росписи по дереву XVII века
Вологодская роспись
Олонецкая роспись
Северодвинские росписи
Пермогорская роспись
Мезенская и пижемская росписи
Живописный тип росписи по дереву XIX века
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Жостово. Расписные подносы
Нижний Тагил. Расписные подносы


Городецкая роспись

На фоне цветочных росписей XIX в., распространенных практически повсеместно — в Олонецкой, Вологодской, Новгородской, Архангельской, Костромской, Ярославской, Вятской, Пермской губерниях и далее за Уралом, — особняком стоит стилистически яркая, изысканная роспись деревянных изделий, развившаяся в 1870 — 1980-х гг. в районе старинного промысла нижегородских резных прялочных донец в деревнях по реке Узоле недалеко от Городца.

Донце прялки. 1870-е гг. Мастер А.В.Мельников
Донце прялки. 1870-е гг. Мастер А.В.Мельников
Балахнинский уезд Нижегородской губ.
Государственный Русский музей

В. С. Воронов, впервые определивший круг памятников с этой росписью, писал: «Нижегородская манера представляет нам наиболее чистый вариант подлинного живописного искусства, преодолевшего рамки графического пленения и основывающегося исключительно на элементах живописи». Среди произведений этой росписи, получившей название городецкой, в собрании Русского музея выделяется донце работы Антона Васильевича Мельникова. Оно характеризует первоначальный этап становления нового приема украшения донцев, заменившего резьбу.

Мочесник. 1920-е гг. Городецкая роспись
Мочесник. 1920-е гг.
Городецкий район Горьковской области
Государственный Русский музей

Очень разнообразны по манерам и сюжетам росписи мочесники-коробейки для хранения веретен с пряжей. Городецкая роспись продолжает свое развитие и в советское время. В ней сохраняются народный юмор и декоративность.

Искусство городецкой росписи во многом продолжает стилевую линию, выраженную в городецкой скобчатой резьбе с инкрустацией. Но истоки традиций ее сложны и различны, что характерно для каждого большого явления в народном искусствен.


Н.В.Тарановская

Литература:
•  Н.В.Тарановская. Роспись по дереву - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
•  Т.И.Емельянова. Мастера городецкой живописи. — В кн.: Записки краеведов. г. Горький, 1975.
•  И.Я.Богуславская. Росписи на коробах Городецкого района Горьковской области. — Сообщения ГРМ. Вып. 10. М., 1974.
•  М.А.Некрасова. Истоки городецкой росписи и ее художественный стиль. — В кн.: Русское искусство XVIII в. Материалы и исследования. М., 1973.
•  Т. И.Емельянова. Сложение стилистических особенностей городецкой росписи на прялках. — Сообщения ГРМ. Вып, 11. М., 1976.



Следующая страница: Хохломская роспись



      • Главная   • Народная и прикладная живопись   • Городецкая роспись  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта