Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художник Иван Голиков
Мстера. Лаковая миниатюра
Мстера. Коллекция Русского музея
Холуй. Коллекция Русского музея
Прялки расписные и резные
Росписи по дереву XVII века
Вологодская роспись
Олонецкая роспись
Северодвинские росписи
Пермогорская роспись
Мезенская и пижемская росписи
Живописный тип росписи по дереву XIX века
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Жостово. Расписные подносы
Нижний Тагил. Расписные подносы





Федоскино. Художественная лаковая миниатюра

Родина русских лаков — село Федоскино. Расписные табакерки, коробочки, чайницы, подносы были неотъемлемой частью русского быта XIX в. Секрет создания легкого и прочного материала папье-маше прессованного и проклеенного картона, покрытого лаком, русский купец П.И. Коробов привез из Германии. В последние годы XVIII в. он открыл под Москвой фабрику, где и началось производство лаковых изделий. В 1818 г. фабрика перешла к его зятю - П.В. Лукутину. Он, а впоследствии его сын и внук, продолжили дело развития миниатюрной живописи.

Наиболее ранние живописные миниатюры в собрании музея относятся ко второй четверти XIX в. Это главным образом табакерки. Мода нюхать табак породила увлечение маленькими коробочками, которые иногда представляют собой подлинные драгоценности.

Табакерка. Между 1828 и 1843 гг. Фабрика Лукутина
Табакерка. Между 1828 и 1843 гг.
Данилково Московской губ. Фабрика П.В.Лукутина.
Государственный Русский музей

Особой красотой отличаются табакерки с многослойной живописью на перламутровых пластинах, врезанных в крышки. Одна из них украшена изображением военной сцены, на другой — вид дворца Шереметевых в Останкине. Это одна из самых миниатюрных композиций в собрании. Радужные переливы перламутра придают живописи необычайную светоносность.

Образцами для создания лаковых миниатюр мастерам Федоскина служили произведения русской и западноевропейской живописи, а также гравюры и рисунки. Их как бы переводили на язык декоративного искусства: изменяли композицию, связывая ее с формой предмета, отбрасывали второстепенные детали, усиливали орнаментальное обрамление изображения.

На фабрике Лукутиных живописцы получали хорошую профессиональную подготовку. Они учились в рисовальной школе, а некоторые — в Строгановском центральном художественно-промышленном училище в Москве. Это определяло высокий художественный уровень многих произведений.

Табакерка. Середина XIX в. Фабрика Лукутина
Табакерка. Середина XIX в.
Данилково Московской губ. Фабрика П.В.Лукутина.
Государственный Русский музей

Табакерка середины XIX в. отличается редким богатством декора: от граней коробочки к середине стенок и крышки перетекают сине-зеленые, красноватые, оливково-желтые тона, в углах — пышные золотые завитки, на стенках — букетики. На крышке мастер создал своеобразную нарядную раму для изящной миниатюры, изображающей двух девушек на фоне пейзажа.

Табакерка. Середина XIX в. Фабрика Лукутина
Табакерка. Середина XIX в.
Данилково Московской губ. Фабрика П.В.Лукутина.
Государственный Русский музей

Во второй половине XIX в. были широко распространены произведения со сценами из жизни народа: тройками, чаепитиями, плясками. Образы миниатюр, то лирические, то с оттенком добродушной иронии, непосредственны и искренни. Пресс-папье с изображением девушки-пряхи и молодого бандуриста одно из лучших в собрании музея произведений, исполненных на фабрике Н.А.Лукутина в конце XIX в.

Пресс-папье. Между 1888 и 1902 гг. Фабрика Лукутина
Пресс-папье. Между 1888 и 1902 гг.
Данилково Московской губ. Фабрика Н.А.Лукутина.
Государственный Русский музей

Собрание лаковой миниатюры в Государственном Русском музее начало складываться задолго до создания отдела народного искусства. В 1920-е гг. произведения Федоскина и Палеха хранились в историко-бытовом и художественном отделах музея.

В 1930 г. в музее была организована выставка «Палехские миниатюры», где экспонировались не только новые работы палешан, но и изделия мастерских кустарей, набивные ткани и другие виды народного искусства. В 1938 г. эти экспонаты вошли в собрание нового отдела народных художественных ремесел. Часть произведений поступила из Кустарного музея.

Табакерка. Середина XIX в. Фабрика Лукутиных
Табакерка. Середина XIX в.
Данилково Московской губ. Фабрика П.В. и А.П. Лукутиных.
Государственный Русский музей

Собрание лаковой миниатюры и декоративной живописи выросло в 1970-е гг., пополнившись крупными коллекциями собирателей М.П.Казачкова и ленинградского скульптора Н.В.Дыдыкина, уроженца Палеха.

Собрание лаков Подмосковья Русского музея также значительно обогатилось в 1971 г. поступлением в музей коллекции военного врача В. Ф. Груздева. Среди тридцати произведений коллекции есть изделия Лукутиных и Вишняковых, Федоскинской трудовой артели — первого объединения бывших лукутинских мастеров, возникшего в 1910-е гг.

Традиции подмосковной лаковой миниатюры в наше время продолжают художники Федоскина. Коллекция их произведений в музее невелика, но включает работы высокого уровня. Особо выделяются миниатюры М.С.Чижова. В его творчестве преобладают пейзажи Подмосковья, в которых лирические мотивы природы и жанровые сценки сочетаются и обогащают друг друга. К числу лучших его произведений принадлежит овальная шкатулка 1968 г. «Зима в Федоскине» (ил. 219).

М.С.Чижов. Зима в Федоскине. 1968 г.
М.С.Чижов. Зима в Федоскине. 1968 г.
Федоскино Московской обл.
Государственный Русский музей

При определенной условности и декоративности трактовки пейзажа в миниатюрах, в них всегда тонко передаются оттенки состояния природы: то умиротворенность тихого осеннего дня, то предвещающие снегопад зимние сумерки.

Ю.В.Карапаев. «Дождь прошел». 1977 г.
Ю.В.Карапаев. «Дождь прошел». 1977 г.
Федоскино Московской обл.
Государственный Русский музей

Миниатюра Ю.В.Карапаева «Дождь прошел» 1977 г. привлекательна не только своей эмоциональной выразительностью, но и живописными качествами. Она отмечена интересным сплавом традиционной обобщенности рисунка, лаконизмом композиционного и цветового решения и современных приемов письма быстрыми фактурными мазками, сквозь которые просвечивает золотой фон.


М. А. Сорокина, Т. Б. Васильева

Литература:
•  М.А.Сорокина. Т. Б. Васильева. Лаковая миниатюра и декоративная живопись - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
•  Г.В.Яловенко. Федоскино. М., 1959.



Следующая страница: Палех. Художественная лаковая миниатюра



      • Главная   • Народная и прикладная живопись   • Федоскино. Художественная лаковая миниатюра  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта