Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Марки Монеты Фарфор, стекло Росписи Рукоделие Мода  
  Сундуки Дерево Металл Кирпичи Изразцы Разности           Заметки Музеи  


РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художник Иван Голиков
Мстера. Лаковая миниатюра
Мстера. Коллекция Русского музея
Холуй. Коллекция Русского музея
Прялки расписные и резные
Росписи по дереву XVII века
Вологодская роспись
Олонецкая роспись
Северодвинские росписи
Пермогорская роспись
Мезенская и пижемская росписи
Живописный тип росписи по дереву XIX века
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Жостово. Расписные подносы
Нижний Тагил. Расписные подносы





Мезенская и пижемская росписи

На северо-востоке Русского Севера, в селениях по Мезени и притоку Печоры Пижме, сформировались разновидности графических росписей. Особенности их во многом определяла удаленность от центров городской культуры. Поэтому традиции этих росписей более однородны, чем северодвинские.

Короб. 1900. Мезенская роспись
Короб. 1900.
Мезенский уезд Архангельской губернии
Государственный Русский музей

Коллекция предметов отдела народного искусства Русского музея, украшенных мезенской росписью, разнообразна. Тут и ложки, и короба с крышками, служившие укладками для домашних вещей и одежды, и хлебенки для хранения съестных припасов, и лукошки. Но главный предмет, в котором с особой полнотой проявилась художественная концепция искусства мезенской росписи,— прялка. На лицевой стороне лопасти прялки узор располагается поярусно. Вверху ряды птиц. Ниже, среди полос геометрического орнамента, ряды оленей и коней. Эмоциональный строй росписи торжествен и строг. Волнообраз~ный ритм бега животных согласован с ритмами геометрических узоров, уводящих к истокам росписи, к древнему геометрическому стилю в искусстве резьбы по дереву, вязания, ткачества, к традициям соседей — коми и ненцев.

Прялка. Мастер Н.Федотов. 1901. Мезенская роспись
Прялка. Мастер Н.Федотов. 1901.
Мезенский уезд Архангельской губернии
Государственный Русский музей

Прялка. Деталь росписи. Мастер Н.Федотов. 1901. Мезенская роспись
Деталь росписи на оборотной стороне лопасти прялка. Мастер Н.Федотов. 1901.
Мезенский уезд Архангельской губернии
Государственный Русский музей

На древность происхождения указывает и техника — рисунок палочкой и расщепленным птичьим пером прямо по дереву сажей, красной глиной или суриком, на растворе смолы лиственницы в горячей воде. Закреплялась роспись прикрытием олифой. Кажется, все подчинено канону.

Зато на обороте лопастей прялок мастер рисует охотников, дома на берегу реки, рыболова, пароходы, плывущие по Мезени, или ледокол «Ермак», который он видел на Белом море. На прялке изображен пароход «Соловецкий», совершавший рейсы между г. Онегой и Соловками. Но и на лицевой стороне, оказывается, можно прочесть многое о жизни мезенца. Ряды птиц — это, скорее всего, гуси. Местные жители промышляли добычей пуха диких гусей. Коней, особую породу «мезенок», они выращивали для извоза. Оленей видели у ненцев и зырян, и сами их держали. Рисунки наивны. Но в них много жизненной правды, того, что А.И.Некрасов наливал «реализмом содержания», но не формы. Обобщение целого и частностей, поз, жестов приобретало почти символический характер.

Грабли. Конец XIX века. Пижемская роспись
Грабли. Конец XIX века.
Печорский уезд Архангельской губернии
Государственный Русский музей

Ложе охотничьего ружья. Мастер А.С. Бобрецов. 1879. Пижемская роспись
Ложе охотничьего ружья. Мастер А.С. Бобрецов. 1879.
Печорский уезд Архангельской губернии
Государственный Русский музей

Круг графических народных росписей в собрании Русского музея завершает коллекция пижемской росписи на ложках, рубелях, граблях, солоницах-«курицах» и ложах кремневых охотничьих ружей. Все предметы этой коллекции (как и мезенской) были собраны в экспедициях в 1960-е гг. Ценность ее не только историко-культурная. Она показывает также, что местные жители, охотники-промысловики, потомки древних новгородцев, переселявшихся в эти дальние края еще в XVII в., владели не только искусством объемной резьбы, пластическим даром при изготовлении предметов быта, но и искусством миниатюрного орнамента, родственного рукописной каллиграфии, развитой в этом крае, и имеющего некоторые корни в искусстве древнего Новгорода. В основе узоров лежат древние образы лилии – «крина цветущего», древа жизни, произрастающего на треугольной горке-земле, и солнца-розетки, как бы рассыпающей ростки, тут же укореняющиеся на меленьких горках. Раскраска и орнамент выявляют конструкцию вещи. Культура раскрашивания имеет не менее древнюю традицию. Раскрашивание резных узоров на домах и деревянных предметах утвари было развито у русских повсеместно.


Н.В.Тарановская

Литература:
•  Н.В.Тарановская. Роспись по дереву - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
Н.В.Тарановская. Росписи на Мезени и Печоре. — В кн.: Русское народное искусство Севера. Л., 1968
Н.В.Тарановская. Мастера народных росписей по дереву на Печоре. — Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник. 1975. М., 1976



Следующая страница: Живописный тип росписи по дереву XIX века



      • Главная   • Народная и прикладная живопись   • Мезенская и пижемская росписи  


  Книги   Открытки   Марки   Монеты   Фарфор   Росписи   Рукоделие   Мода
   Сундуки   Дерево   Металл   Кирпичи   Изразцы   Разности   Заметки   Музеи  
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2017.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта