Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра Палех. Художественная лаковая миниатюра Палех. Художник Иван Голиков Мстера. Лаковая миниатюра Мстера. Коллекция Русского музея Холуй. Коллекция Русского музея Прялки расписные и резные Росписи по дереву XVII века Вологодская роспись Олонецкая роспись Северодвинские росписи Пермогорская роспись Мезенская и пижемская росписи Живописный тип росписи по дереву XIX века Городецкая роспись Хохломская роспись Жостово. Расписные подносы Нижний Тагил. Расписные подносы | Федоскино. Художественная лаковая миниатюраРодина русских лаков — село Федоскино. Расписные табакерки, коробочки, чайницы, подносы были неотъемлемой частью русского быта XIX в. Секрет создания легкого и прочного материала папье-маше прессованного и проклеенного картона, покрытого лаком, русский купец П.И. Коробов привез из Германии. В последние годы XVIII в. он открыл под Москвой фабрику, где и началось производство лаковых изделий. В 1818 г. фабрика перешла к его зятю - П.В. Лукутину. Он, а впоследствии его сын и внук, продолжили дело развития миниатюрной живописи. Наиболее ранние живописные миниатюры в собрании музея относятся ко второй четверти XIX в. Это главным образом табакерки. Мода нюхать табак породила увлечение маленькими коробочками, которые иногда представляют собой подлинные драгоценности.
Особой красотой отличаются табакерки с многослойной живописью на перламутровых пластинах, врезанных в крышки. Одна из них украшена изображением военной сцены, на другой — вид дворца Шереметевых в Останкине. Это одна из самых миниатюрных композиций в собрании. Радужные переливы перламутра придают живописи необычайную светоносность. Образцами для создания лаковых миниатюр мастерам Федоскина служили произведения русской и западноевропейской живописи, а также гравюры и рисунки. Их как бы переводили на язык декоративного искусства: изменяли композицию, связывая ее с формой предмета, отбрасывали второстепенные детали, усиливали орнаментальное обрамление изображения. На фабрике Лукутиных живописцы получали хорошую профессиональную подготовку. Они учились в рисовальной школе, а некоторые — в Строгановском центральном художественно-промышленном училище в Москве. Это определяло высокий художественный уровень многих произведений.
Табакерка середины XIX в. отличается редким богатством декора: от граней коробочки к середине стенок и крышки перетекают сине-зеленые, красноватые, оливково-желтые тона, в углах — пышные золотые завитки, на стенках — букетики. На крышке мастер создал своеобразную нарядную раму для изящной миниатюры, изображающей двух девушек на фоне пейзажа.
Во второй половине XIX в. были широко распространены произведения со сценами из жизни народа: тройками, чаепитиями, плясками. Образы миниатюр, то лирические, то с оттенком добродушной иронии, непосредственны и искренни. Пресс-папье с изображением девушки-пряхи и молодого бандуриста одно из лучших в собрании музея произведений, исполненных на фабрике Н.А.Лукутина в конце XIX в.
Собрание лаковой миниатюры в Государственном Русском музее начало складываться задолго до создания отдела народного искусства. В 1920-е гг. произведения Федоскина и Палеха хранились в историко-бытовом и художественном отделах музея. В 1930 г. в музее была организована выставка «Палехские миниатюры», где экспонировались не только новые работы палешан, но и изделия мастерских кустарей, набивные ткани и другие виды народного искусства. В 1938 г. эти экспонаты вошли в собрание нового отдела народных художественных ремесел. Часть произведений поступила из Кустарного музея.
Собрание лаковой миниатюры и декоративной живописи выросло в 1970-е гг., пополнившись крупными коллекциями собирателей М.П.Казачкова и ленинградского скульптора Н.В.Дыдыкина, уроженца Палеха. Собрание лаков Подмосковья Русского музея также значительно обогатилось в 1971 г. поступлением в музей коллекции военного врача В. Ф. Груздева. Среди тридцати произведений коллекции есть изделия Лукутиных и Вишняковых, Федоскинской трудовой артели — первого объединения бывших лукутинских мастеров, возникшего в 1910-е гг. Традиции подмосковной лаковой миниатюры в наше время продолжают художники Федоскина. Коллекция их произведений в музее невелика, но включает работы высокого уровня. Особо выделяются миниатюры М.С.Чижова. В его творчестве преобладают пейзажи Подмосковья, в которых лирические мотивы природы и жанровые сценки сочетаются и обогащают друг друга. К числу лучших его произведений принадлежит овальная шкатулка 1968 г. «Зима в Федоскине» (ил. 219).
При определенной условности и декоративности трактовки пейзажа в миниатюрах, в них всегда тонко передаются оттенки состояния природы: то умиротворенность тихого осеннего дня, то предвещающие снегопад зимние сумерки.
Миниатюра Ю.В.Карапаева «Дождь прошел» 1977 г. привлекательна не только своей эмоциональной выразительностью, но и живописными качествами. Она отмечена интересным сплавом традиционной обобщенности рисунка, лаконизмом композиционного и цветового решения и современных приемов письма быстрыми фактурными мазками, сквозь которые просвечивает золотой фон. М. А. Сорокина, Т. Б. Васильева Литература: Следующая страница: Палех. Художественная лаковая миниатюра
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |