Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра Палех. Художественная лаковая миниатюра Палех. Художник Иван Голиков Мстера. Лаковая миниатюра Мстера. Коллекция Русского музея Холуй. Коллекция Русского музея Прялки расписные и резные Росписи по дереву XVII века Вологодская роспись Олонецкая роспись Северодвинские росписи Пермогорская роспись Мезенская и пижемская росписи Живописный тип росписи по дереву XIX века Городецкая роспись Хохломская роспись Жостово. Расписные подносы Нижний Тагил. Расписные подносы | Жостово. Расписные подносы.Вот второй половине XVIII века стали популярными миниатюрные росписи всевозможных предметов обихода. Галантная эпоха и улучшение качества жизни основной массы населения способствовало проникновению в купеческую, ремесленническую и крестьянскую среду новых аристократических веяний и стремления к тонкости, изысканности декора предметов обихода, интерьера, мебели. Почва для этого была весьма благодатной, так как росписи всевозможных предметов, а также интерьеров уже были популярны и привычны. Новая художественная мода способствовала развитию мастерства живописцев, усложнению сюжетов и композиций, перенесению традиционных росписей на новые материалы и изделия. В истории русских лаковых росисей важная роль принадлежит династии подмосковных мастеров Вишняковых. В их мастерских в деревнях Осташково и Жостово создавались многочисленные изделия из папье-маше, и лаковые миниатюры работы Вишняковых украшали весьма разнообразные предметы. На кошельках, очешниках, щеточках, запонках, чайницах встречаются сложные пейзажи с тройками на дорогах, с домиками и фигурками людей, сцены чаепитий. Жостовский промысел росписи подносов возник как часть общего промысла росписи изделий из папье-маше. Подносы из папье-маше при всей своей декоративности не могли выдерживать конкуренции с металлическими подносами уральских мастеров, и в Жостове перешли на роспись металлических подносов. Постепенно именно роспись подносов стала ведущим направлением промысла.
Произведения мастеров Жостова XIX — начала ХХ в. представлены в собрании Русского музея не только подносами с живописными букетами, но и сюжетными композициями со сценками из русского быта, близкими миниатюрам на папье-маше. Но все же именно цветочная роспись принесла широкую известность жостовским подносам. К числу ранних произведений относится овальный поднос с букетом на светлом фоне. Он выполнен в 1870-е гг. в мастерской О. Ф. Вишнякова с сыновьями. По полю подноса свободно раскинулись тонкие гибкие ветви, согнувшиеся под тяжестью крупных цветов. Они написаны живо и естественно, кажется, что их слегка раскачивает дуновение ветра. Нежный фон цвета слоновой кости воспринимается как своего рода воздушная среда. Цветы, листья, стебли окружены прозрачными тенями, которые словно приподнимают букет над фоном.
Рядом с работами старейших живописцев в Русском музее хранятся и экспонируются лучшие произведения художников Жостовской фабрики декоративной росписи второй половины XX века. Каждый из них имеет свой творческий почерк, который можно узнать по характерным приемам письма, излюбленным композициям, манере изображения отдельных цветов.
Художник Н.П.Антипов в круглом подносе 1972 г. применяет старинный прием инкрустации перламутром. Угловатая форма перламутровых вставок подсказала условный характер цветов, напоминающих нарциссы и анютины глазки. Используя естественный цвет перламутра, художник почти не трогает краской лепестки. Золотистые листья объединяют эти светящиеся хрупкие цветы в букет округлой формы.
Поднос "Юбилейный" 1976 г., выполненный Е.П. Лапшиным, поступил в Русский музей после выставки "Жостовский расписной поднос. К 150-летию промысла". Цветы, собранные в гирлянды, лежат на поле подноса свободно, в естественных поворотах. Крупные розы в самой пышной поре цветения словно светятся изнутри. Это одно из самых эмоционально выразительных произведений в искусстве Жостова 1970-х годов.
В подносе "Утро" 1980 г. художника Б.В.Графова нежные сиреневые ирисы, палевые розы, белые пионы на холодном мерцающем синем фоне создают ощущение рассветной свежести природы. Жостовские подносы — это не только декоративные натюрморты. Художники вкладывают в изображения цветов глубокое образное содержание, выражают в них свое отношение к жизни, природе. Литература: Следующая страница: Нижний Тагил. Расписные подносы
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |