Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра Палех. Художественная лаковая миниатюра Палех. Художник Иван Голиков Мстера. Лаковая миниатюра Мстера. Коллекция Русского музея Холуй. Коллекция Русского музея Прялки расписные и резные Росписи по дереву XVII века Вологодская роспись Олонецкая роспись Северодвинские росписи Пермогорская роспись Мезенская и пижемская росписи Живописный тип росписи по дереву XIX века Городецкая роспись Хохломская роспись Жостово. Расписные подносы Нижний Тагил. Расписные подносы | Мстера. Лаковая миниатюраМстерская миниатюрная живопись на изделиях из папье-маше входит в группу народных промыслов (наряду с промыслами Федоскина, Палеха, Холуя и Жостова), объединенных названием «русские лаки». Слобода Мстера, расположенная в одном из красивейших мест Владимирщины, с XVIII века славилась иконописцами и реставраторами. Мстерский мастер мог безошибочно распознать подлинную старину среди закопченных иконных досок, расчистить позднейшие записи до «живого» слоя и с величайшим терпением воссоздать открывшееся изображение. Такое ремесло оттачивало руку и остроту глаза, прививало мастерам чувство гармонии красок, красоты и музыкальности линий, совершенства композиционных построений. Мстерские иконописцы умели и без образцов создавать «подстаринные письма». Заказчики «стильных» икон (преимущественно богатые старообрядцы) оговаривали через офеней и скупщиков-посредников, в каком именно стиле следует писать — в «московском», «греческом», «новгородском» или «строгановском». Учитывая вкусы заказчика, мстерский мастер сохранял некоторые внешние признаки древних писем в технических приемах письма, колорите, трактовке пейзажа и архитектуры. В остальном же — в характеристике святых, композиционном размещении персонажей, рисунке — мастер был самостоятелен и изобретателен. В икону тем самым проникал реализм, близкий народному лубку. Этот реализм был еще более заметен в иконах, рассчитанных на широкий рынок или сделанных «от себя», в которых святой обычно изображался на фоне пейзажа со стадами, путниками и зверями.
Творческие поиски мстерских живописцев после Октябрьской революции привели к трансформации иконных образов и традиций в искусство, стилистически неотрывное от древней живописи, но носящее более светский и менее каноничный характер. В сюжетах мстерских росписей появились жанровые и бытовые сцены. Отдельной темой, в которой отчасти сохранились традиции иконописи, стали иллюстрации к древним русским летописям и сказаниям, а также патриотические и батальные сюжеты.
К искусству лаковой миниатюры мстерцы пришли не сразу. В 1919 году мастера образовали «Союз мастерских иконописцев и всех реставраторов и лиц, соприкасающихся с иконописью», через два года — «Кооперативно-промысловую артель народной живописи по дереву», в которой делали примитивную деревянную мебель и «малевали» масляными красками картины-коврики на вкус непритязательного покупателя. И только в 1930 году живописцы, выделившиеся в самостоятельную артель «Пролетарское искусство», стали осваивать лаковую живопись. Технология производства лаковых изделий из папье-маше была заимствована мстерцами у мастеров Федоскина. В общих чертах она такова: полосы картона промазывают клейстером, наматывают на деревянный или металлический каркас, прессуют, сушат. Это — основа будущих изделий. Прессуют пластинки для донышек и крышек. Заготовки пропитывают льняным маслом и после закалки в сушильных шкафах тщательно обрабатывают, грунтуют и лакируют. Получаются изящные коробочки, шкатулки, ларчики, папиросницы, игольницы, пудреницы, покрытые черным лаком снаружи и алой киноварью внутри. Крышки этих изделий украшают яркой миниатюрной росписью и золотым орнаментом.
Мстерские художники пишут темперными эмульсионными красками, позволяющими добиваться ювелирной тонкости изображения и почти эмалевого звучания цвета после лаковой обработки. Мcтерские миниатюры прежде всего привлекают своей особой живописностью: словно бы многоцветные панно положены на черную гладь коробочек, вглядишьсяи развернется целый мир полусказки, полуяви... Сказочные всадники преследуют оленей по неведомой земле среди кремнистых скал и невиданных деревьев; русские воины бьются с татарскими полчищами у стен древних городов; красные плотогоны мчатся по зеленому потоку.
Сказка, былина, исторический сюжет, современность предстают у мстерцев в романтическом и поэтическом освещении. Их творческое воображение могут увлечь смелая по колориту икона («Охота на оленей» Брягина), народный лубок («Притча о двух мужиках» Котягина), древнерусские миниатюры, картины русских и западно-европейских художников («Бурлаки» Овчинникова), персидская живопись. В поисках изобразительной формы миниатюристы Мстеры используют достижения мирового искусства. Но это всегда только — стремление опереться на отшлифованное веками мастерство; содержание произведений — от мыслей, наблюдений и фантазии самих художников.
В феерии битв и охот они выражают радость движения, красоту борьбы сильных людей — эти миниатюры лишены и тени драматизма; рассказывают притчи и сказки с мягким, добродушным юмором («Два Ивана» Демидовой); в исторических сюжетах выразительно компонуют сцены, рисующие многие грани события («Слово о полку Игореве» Л. Фомичева, «Петр Великий на стройке Петербурга» Шишакова).
Неисчерпаемый источник вдохновения мстерцев — окружающая природа. Песчаные излучины судоходной Клязьмы, поемные луга с бесчисленными ручейками и старицами, столетние вязы вдоль речки Мстерки, протекающей у подножия холма, дальние деревни с яркими крышами и синь лесов — все это отражается в мастерских миниатюрах, только в сильном обобщении: планы сближаются, редкие деревья образуют кулисы вокруг полян с пешеходами и озер с лодочками и рыбаками, воздушная среда приобретает особую прозрачность, позволяющую, как в лупу, рассмотреть все подробности изображения. Нередко пейзаж они дают камерно, с лирическим настроением («Встреча» И. Фомичева).
Мстерское искусство лаковой миниатюры — живое, развивающееся явление. Оно прошло через поколения живописцев, испытывая спады и взлеты. Особенно драматичной была борьба в 1940-1950-х годах с «миниатюрой-картинкой», подражающей посредственным произведениям станковой живописи и книжным иллюстрациям. Традиционную декоративную линию мстерского искусства продолжили в этот период заслуженный художник РСФСР И. Н. Морозов, заслуженный деятель искусств РСФСР, орнаменталист E. В. Юрин и народный художник РСФСР И. А. Фомичев. У них учились Н. И. Шишаков, М. К. Дмитриева, Е. Н. Зонина, Л. А. Фомичев, Л. А. Демидова, Ю. М. Ваванов, А. М. Крылов, Л. Г. Зуйков, В. Ф. Некосов, П. И. Сосин. Эти художники определили своеобразный характер мастерской миниатюры в 1960-1980е годы.
Произведения мстерцев получили самое широкое признание и пользуются неизменным успехом на различных отечественных и международных художественных выставках. Б.Коромыслов, фото В.Жеваника и В.Тюккеля Литература: Б.Коромыслов. «Мстера». Из-во Планета, М.1970 Следующая страница: Мстера. Коллекция Русского музея
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |