Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра Палех. Художественная лаковая миниатюра Палех. Художник Иван Голиков Мстера. Лаковая миниатюра Мстера. Коллекция Русского музея Холуй. Коллекция Русского музея Прялки расписные и резные Росписи по дереву XVII века Вологодская роспись Олонецкая роспись Северодвинские росписи Пермогорская роспись Мезенская и пижемская росписи Живописный тип росписи по дереву XIX века Городецкая роспись Хохломская роспись Жостово. Расписные подносы Нижний Тагил. Расписные подносы | Мстера. Коллекция Русского музеяКоллекция лаковой миниатюры Мстеры в Русском музее невелика, но она раскрывает разные грани своеобразной художественной системы этого центра, показывает историю становления и развития промысла. Среди расписанных темперой предметов из дерева, созданных в Артели древней русской живописи в послереволюционные годы, привлекают внимание два уникальных экспоната лоток и кубышка. В них воплотились первые опыты мстерцев в области сюжетной миниатюры, продолженные позже в новом материале - папье-маше.
Содержанием для них послужили распространенные в русском лубке второй половины прошлого столетия сюжеты романса «Под вечер осенью ненастной...» и стихов А.Кольцова «Песня пахаря», «Косарь», «Раздумье молодца». Простота и ясность композиций, графическая четкость контурного рисунка сближают эти произведения с характером народной картинки. Но от последней их отличают большая живописность и ярко выраженное лирическое чувство.
Автором росписи лотка и кубышки, очевидно, был художник-иконописец. Возможно, это Н.П.Клыков. Он первым из мстерцев еще в 1920-е гг. начал писать на папье-маше. Творчество Клыкова 1930-1940-х гг. заложило основы своеобразного художественного языка мастерской миниатюры.
К числу подлинных шедевров художника принадлежит шкатулка «Дубровский» 1940 г. В ней ярко проявился творческий метод Клыкова, заключающийся в органическом соединении образов реального мира с элементами декоративной условности. Принцип белильной подготовки художник использует для отображения естественной световоздушной среды, в которой действуют герои литературного произведения. В целях достижения декоративности Клыков заменяет реальное пространство условным, «театральным», разбивая его на несколько четко выделенных планов. Художник опирается на глубокое знание древнерусских иконописных принципов и колористических приемов европейской живописи.
Яркую и своеобразную страницу в историю Мстеры вписал художник И.А.Фомичев. В его творчестве нашла выражение подлинно народная струя мастерской миниатюры, что сказывается прежде всего в непосредственности трактовки сюжетов. Духу народного «примитива» отвечает и авторская манера живописи художника подчеркнуто плоскостная, линейная. Благодаря же собственной системе наложения бликов, исключительному пониманию роли цветовых акцентов, Фомичев добивался объемности отдельных элементов композиции. Все это можно отметить в живописи на шкатулке «Капитан Копейкин на приеме» 1964 г.
В мастерской миниатюре получила развитие еще одна интересная ветвь — орнаментальная. Основоположник ее художник Е.В. Юрин, творчество которого представлено в Русском музее рядом значительных произведений. Шкатулка «Фрукты» 1953 — 1954 rr. одна из лучших работ художника — содержит уникальные черты «юринского» орнамента: чувство меры, простоту и ясность и вместе с тем пышность и богатство, достигнутые виртуозным, тонким письмом твореным золотом и темперой, исполненным с большой свободой.
В сложный для промыслов период 1940 — 1950-х гг., когда Мстеру, как и другие центры лаковой миниатюры, захлестнула волна «станковизма», работала интересная мастерская художница М.К.Дмитриева. В живописи шкатулки «Весна в царстве Берендеев» получили развитие декоративные принципы. Несмотря на известную станковость построения, на первый план выступает общий декоративный строй композиции. Как и во всех миниатюрах этих лет, в произведении Дмитриевой большое место отведено пейзажу, в котором запечатлена Мистера живописный поселок с холмистыми далями, речками, приземистыми деревянными домиками.
Одну из граней многообразной лаковой миниатюры Мстеры представляет творчество А.М. Крылова. Его ларчик «Слово о полку Игореве» 1971 г. - явление исключительное для данного промысла, так как здесь в отличие от Палеха не получило развития украшение живописью предметов столь миниатюрных форм. Вместе с тем в этом произведении очевидно стремление художника показать свое высокое профессиональное мастерство и уникальные возможности миниатюры как вида искусства. Произведения мастерской лаковой миниатюры из собрания Русского музея можно рассматривать как этапные, имеющие особую историческую и художественную ценность в творческой жизни промысла. М. А. Сорокина, Т. Б. Васильева Литература: Следующая страница: Холуй. Коллекция Русского музея
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |