Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра Палех. Художественная лаковая миниатюра Палех. Художник Иван Голиков Мстера. Лаковая миниатюра Мстера. Коллекция Русского музея Холуй. Коллекция Русского музея Прялки расписные и резные Росписи по дереву XVII века Вологодская роспись Олонецкая роспись Северодвинские росписи Пермогорская роспись Мезенская и пижемская росписи Живописный тип росписи по дереву XIX века Городецкая роспись Хохломская роспись Жостово. Расписные подносы Нижний Тагил. Расписные подносы | Пермогорская росписьНаиболее развитой и по составу расписываемых предметов, и по содержательности и разнообразию форм орнаментации признана пермогорская роспись. Декоративный стиль ее развивался под сильным влиянием устюжских эмалей, устюжского чернения по серебру, резьбы по бересте, расписной финифти Сольвычегодска. На нем отразилось все великолепие и роскошь "травного барокко". Встречаются и характерные мотивы искусства рококо XVIII в. — завитки и раковины с изобретательными "переводами" пластических форм в рисованный узор.
Наиболее ранние памятники пермогорской росписи в собрании отдела народного искусства Русского музея — расписные ковши-скопкари в виде величественных плывущих птиц. Прихотливые растительные побеги оплетают стенки ковшей, крупные геометрические розетки на груди придают убранству монументально-торжественный и одновременно символический характер. Розетки в виде круга или ромба на груди ковша-птицы не что иное, как солярные знаки, пережитки древней языческой символики, сохранившейся на этой ритуальной посуде для питья канунного пива. Эти ковши датируются концом XVIII в.— началом XIX в. Со второй половины XIX в. точеная посуда вытесняет долблено-резную, скульптурно оформленную. Орнаментация ее конструктивные и проще, не имеет такой, как на ковшах, сложной смысловой содержательности.
Гладкие поверхности туесов, прялок позволяли мастеру не только писать узоры, но и создавать сюжетные композиции. Это была уже особая творческая задача: сочетая орнамент с изобразительными, повествовательными элементами росписи, не потерять при этом декоративное качество как принцип оформления вещи. Интереснейшие решения дают образцы первой половины XIX в., исполнявшиеся знаменитым в Пермогорье мастером Ярыгиным. В Русском музее есть две его работы: туесок и прялка.
Ярыгин отлично владел техникой живописи: писал поверх грунта, покрытого белилами, краски клал то пастозно, то тонким слоем, не всегда следовал контурному рисунку, одновременно работал непосредственно кистью, что придавало его росписям трепетность жизни. Столь же совершенен и его миниатюрный рисунок, обнаруживающий знакомство с искусством иллюстрирования рукописных книг, развитым на Севере. Н.В.Тарановская Литература: Следующая страница: Мезенская и пижемская росписи
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |