Тайны старого сундука 
  Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода  
  Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции       Выставки Музеи  


РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художественная лаковая миниатюра
Палех. Художник Иван Голиков
Мстера. Лаковая миниатюра
Мстера. Коллекция Русского музея
Холуй. Коллекция Русского музея
Прялки расписные и резные
Росписи по дереву XVII века
Вологодская роспись
Олонецкая роспись
Северодвинские росписи
Пермогорская роспись
Мезенская и пижемская росписи
Живописный тип росписи по дереву XIX века
Городецкая роспись
Хохломская роспись
Жостово. Расписные подносы
Нижний Тагил. Расписные подносы


Росписи по дереву XVII века

Деревянные изделия, украшенные росписью, составляют значительную часть собрания отдела народного искусства Государственного Русского музея. Хронологически они охватывают период от XVII в. до 1970-х. Ранние - свечной шкаф и ковш, так называемый скопкарь с двумя ручками. К XVIII в. относится не более десятка памятников. Большая часть коллекции — это изделия Русского Севера, Верхнего и Среднего Поволжья, созданные в ХIХ начале ХХ в. Они в основном приобретены в экспедициях 1950 — 1970-х гг. Это посуда, прялки, рубели для выкатывания белья, грабли, части конской упряжи дуги, хомутные клещи, саночки для святочных и масленичных катаний с гор. Как и резьба, роспись украшала весь круг вещей, связанных с народным бытом, трудом и праздником.

Собрание включает и образцы декоративных росписей дверей, деревянных обшивок печей из Вологодской и Олонецкой губерний, росписи на подбое кровли дома из Шенкурского уезда Архангельской губернии. Круг народных росписей замыкает знаменитая современная хохлома.

В целом собрание росписей по дереву дает возможность представить основные периоды и направления их развития, а также охарактеризовать главные центры, в которых формировались местные школы этого искусства.

Свечной шкаф. XVII век.
Свечной шкаф. XVII век.
Государственный Русский музей

Декоративное оформление свечного шкафа XVII в. относится к типу графических росписей, получивших в это время развитие как в Центральной Руси (Москва, Ярославль), так и на Севере (Вологодский, Архангельский края, Карелия). В основе этого типа росписи лежит графический прием плоскостных изображений с четким обводом всех контуров чёрной или белой линией и последующим заполнением поверхностей внутри контуров локальным цветом. Исполнялись росписи темперной краской по неокрашенному дереву с последующим покрытием олифой для их закрепления или же по грунту, служившему одновременно фоном. Фон мог быть белым, охристо-желтым, голубовато-зеленым.

Характер орнаментальных росписей графического типа тяготел к «травному узорочью». Он мог состоять из мелких стилизованных побегов или из таких крупных узоров, какие видны в росписи шкафа. Сверху и на передней откидной стенке располагается узор, который имитирует ткань, как бы накинутую на шкаф. Дверцы и боковые стенки расписаны по охристому фону более мелким, так называемым "купчатым", узором. В картушах, соединенных розетками в сплошную решетку, выписаны типичные для росписей XVII в. цветы лилии-"крины" в разрезе. Мастерское сопоставление небольшого количества красок — охры, зеленой, белой, черной, красной — создает ощущение пространственности узора, его двухплановости, легкости. Это не нарушает, однако, впечатления цельности декора.

Кофш-скопарь. Конец XVII века
Кофш-скопарь. Конец XVII века.
Государственный Русский музей

По сравнению с оформлением такой нарядной вещи, как свечной шкаф, роспись по венцу ковша-скопкаря кажется очень скромной. В плавных линиях растительного побега ясно читаются черные контуры, ощущается строгое изящество узора. Он придает особую законченность полушаровидной форме. Роспись приобретает такое же конструктивное значение, как оправа на дорогих сосудах.


Н.В.Тарановская

Литература:
•  Н.В.Тарановская. Роспись по дереву - В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.
•  Н.В.Тарановская. Росписи домов на Северной Двине. — В кн,: Этнография народов Восточной Европы. Л., 1977.
•  М.Н.Каменская. Роспись по дереву. — В кн.: Русское декоративное искусство. Т.1. М., 1962.
•  В.Воронов. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М., 1972



Следующая страница: Вологодская роспись



      • Главная   • Народная и прикладная живопись   • Росписи по дереву XVII века  


Книги Татьяны Латуковой Вышивки и кружева, рукоделие и ковроткачество Кирпичи с клеймами
  Книги   Открытки   Сундуки   Фарфор   Росписи   Дерево   Металл  Рукоделие   Мода  
   Кирпичи  Изразцы  Керамика  Монеты  Марки  Разное  Коллекции  Заметки  Музеи  Выставки 
 
  © OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024.
Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и
достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика,
нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого.
Контакты
О проекте
Партнёры
Карта сайта