Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра Палех. Художественная лаковая миниатюра Палех. Художник Иван Голиков Мстера. Лаковая миниатюра Мстера. Коллекция Русского музея Холуй. Коллекция Русского музея Прялки расписные и резные Росписи по дереву XVII века Вологодская роспись Олонецкая роспись Северодвинские росписи Пермогорская роспись Мезенская и пижемская росписи Живописный тип росписи по дереву XIX века Городецкая роспись Хохломская роспись Жостово. Расписные подносы Нижний Тагил. Расписные подносы | Северодвинские росписиСреди произведений XIX в. в собрании отдела народного искусства Русского музея преобладают вещи с Северной Двины. Это закономерно, так как производство всевозможной утвари и роспись как способ украшения деревянных изделий существовали здесь на протяжении более трехсот лет. Его главные центры — Пермогорье, Нижняя Тойма, Пучуга, Борок — расположены по верхнему и среднему течению Северной Двины. Процветание ремесла стимулировала близость к высокоразвитым очагам художественной культуры на Севере, городам Великому Устюгу, Сольвычегодску, Холмогорам и Архангельску. Немало тому способствовали и экономические особенности жизни края: процесс обезземеливания крестьян, вынуждавший их заниматься ремеслами, и активная ярмарочная торговля, главным центром которой был Великий Устюг. Местные графические росписи XVIII — ХIХ вв. унаследовали характерные признаки этого искусства, сложившиеся еще в XVII в.: плоскостный характер росписей, прорисовку контуров, четко выделявшихся на светло-охристом, белом, иногда зеленом фоне; сочетание растительного узора с геометрическими мотивами кругов, треугольников, характерное начертание цветов типа крин, веерообразных листьев, округлых зубцов в изгибах ветвей. Сохранилась и традиционная цветовая гамма. Внутри контуров узор заполнялся желтой, красной, зеленой, иногда синей краской. Техника росписи также в основном не менялась: работали красками на яичном желтке по грунтовке. Типовое единство позволило исследователям объединить эти росписи под общим названием северодвинских. Однако каждый из центров можно рассматривать и как отдельную школу графической росписи со своими неповторимыми стилистическими признаками. Пермогорская роспись в отдельной статье на нашем сайте Интерес к изображению реальной жизни был так велик у народных мастеров, что жанровые сцены потеснили растительный орнамент, отодвинули его к краям украшаемых поверхностей. К концу XIX в. орнамент вновь обильно покрывает предметы, становится то изощренно-измельченным, то спокойно и уравновешенно раскидывает побеги. Этот путь развития характерен и для другого старинного центра росписи — Борка. Борецкая роспись отличается от пермогорской большей звучностью красок, особенно в конце XIX в., когда под фоны стали применять сусальное золото, а светлый фон приобрел особую белизну. Огнем загоралась на нем киноварь ветвей и полыхали красные кони, бьющие копытом в узорные рамки, окружавшие сцены праздничных катаний.
Искусство Борецкой росписи представлено в музее, главным образом, прялочной росписью 1880 — 1920-х гг., исполнявшейся мастерами из семьи Амосовых, дугами 1870 — 1880-х гг. Их, по-видимому, также расписывали Амосовы, в частности, глава этой талантливой семьи живописцев Матвей Гаврилович. Дуга 1886 г. — образец работы этого мастера.
Роспись согласно местной традиции подчинена плоскости. Графические разделки появляются только в деталях. Роспись дуг показывает, что наряду с графическим стилем на Двине существовало и живописное направление, близкое по характepy к росписям Заонежья и Вятки, откуда в неурожайные годы приходили маляры расписывать избы.
На притоке Северной Двины — Верхней Уфтюге — был развит промысел по изготовлению берестяных лукошек и туесов. Уфтюгская роспись на этих предметах сочетает приемы свободных кистевых мазков с рисунком тетеревиным пером (современные мастера работают стальными перьями). Живопись и графика, смелое введение цвета, композиционный принцип расположения росписей отдельными группами, ограниченность мотивов (ветвь, птица) определяют своеобразие стиля уфтюгской росписи (ил.53, 54). Н.В.Тарановская Литература: Следующая страница: Пермогорская роспись
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |