Книги Открытки Сундуки Фарфор, стекло Дерево Металл Росписи Рукоделие Мода |
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Выставки Музеи |
РосписиФедоскино. Художественная лаковая миниатюра Палех. Художественная лаковая миниатюра Палех. Художник Иван Голиков Мстера. Лаковая миниатюра Мстера. Коллекция Русского музея Холуй. Коллекция Русского музея Прялки расписные и резные Росписи по дереву XVII века Вологодская роспись Олонецкая роспись Северодвинские росписи Пермогорская роспись Мезенская и пижемская росписи Живописный тип росписи по дереву XIX века Городецкая роспись Хохломская роспись Жостово. Расписные подносы Нижний Тагил. Расписные подносы | Вологодская росписьК северным графическим росписям XVIII в. относится группа расписных деревянных коробов кубической формы с откидными крышками и деревянными решетками, укрепляющими снаружи их днища. Роспись одного из них по традиции определяется как вологодская. Это короб-укладка, расписанный снаружи кистью прямо по лубу смелыми размашистыми черными контурами в сочетании с раскраской красным и зеленым цветом. Изображенные лев, птицы, растения и особенно фигуры пьющих вино людей с бокалами в руках поражают экспрессией лаконичного рисунка.
Исследователи относят истоки этого вида росписи к допетровскому времени, видят в ней "наиболее старые художественные традиции" графических росписей. Действительно, при всей самобытности стиля круг образов, растительные мотивы, особенности цветовой гаммы — все заставляет видеть истоки росписей лубяных коробов в росписях устюжских сундуков и ларцов XVII в. Есть сходство и с росписью крышки сундука из Сольвычегодска. На близость к центрам Вологодского края — Великому Устюгу и Сольвычегодску — указывают техника и характер изображения внутри крышки короба, где по тонкому слою мелового грунта четко прорисованы попугай и цветочная веточка. Более точно определить центр производства этих росписей пока не удается. Выяснение этого вопроса – дело будущих поисков и исследований.
К кругу вологодских графических росписей XVIII в. относятся еще три произведения. Большой лубяной короб-укладка расписан снаружи и внутри на крышке по белому фону. Птицы, растительные мотивы — тюльпаны, кустики с ягодами, дерево с многоярусной кроной близки к устюжским. Фигуры, поставленные в легких ракурсах, и особенно изображение гуляющей рука об руку пары в саду в прошлом искусстве аналогий не имеют. Возможно, прототипами им послужили гравюры или лубочные картинки западноевропейского происхождения.
Два других коробка также снаружи украшены белофонной росписью: завитками, похожими на волюты и цветы, и мотивами, подобными картушам в резьбе по кости, в чекане по меди XVIII в. Здесь, по-видимому, несколько неуклюже, сбивчиво по рисунку интерпретируются элементы барочной и рокайльной орнаментации. Фигурка кавалера внутри крышек позаимствована в русских лубках. Н.В.Тарановская Литература: Следующая страница: Олонецкая роспись
|
Книги
Открытки
Сундуки
Фарфор
Росписи
Дерево
Металл
Рукоделие
Мода
Кирпичи Изразцы Керамика Монеты Марки Разное Коллекции Заметки Музеи Выставки |
© OldChest.ru, Тайны старого сундука, 2009-2024. Старинные предметы, коллекционирование, музейные и частные редкости и достопримечательности. Антиквариат и старые бытовые предметы, букинистика, нумизматика, филокартия, интересные артефакты из прошлого. |
Контакты О проекте Партнёры Карта сайта |